Описание особенностей исполнения
Исполнитель классифицирует данное свое исполнение в категорию “восстанавливающие справедливость”. Эта величайшая музыка, безусловно, заслуживает того, чтобы раскрыть свою “бездонную” выразительность и глубочайшие смыслы в полной мере.
Помимо множества деталей, составляющих суть музыки, в первой части важнейший акцент, раскрывающий мятежный дух жизни-борьбы Бетховена, выраженный в этой музыке — это понимание ключевых слов автора: Allegro con brio ed appassionato. Не видно никаких причин (кроме технических, что не является оправданием для мастера), почему бы не раскрыть истинное значение властного призыва автора:”… con brio ed appassionato” и не сделать эту музыку полной невероятной энергии и воли этого всегда “устремленного”, никогда не сдающегося человека-борца.
Во второй части важнейший ключ для понимания сути и смыслов этой великой музыки — понятие “Ариетта, спетая медленно, проникновенно, но в то же время — просто и певуче” (так он написал). Но едва ли не более важным является упорно выставляемое Бетховеном от произведения к произведению, а в данном случае — от вариации к вариации слово dolce (нежно): именно это свойство души Бетховена столь мало было понято при жизни его современниками. Увы, увы, и наши современники слишком часто “огрубляют” тонкую душу музыки Бетховена, лишают его истинной нежности, романтической трепетности в безбрежных количествах разлитых в его музыке. Тогда и истинный центральный темп, в котором все темы поются легко и естественно (несмотря на столь разные ритмы), находится легко и естественно — и мы не видим никакого противоречия и препятствия в виде повторяемого важнейшего обозначения L’istesso tempo (тот же темп — для всех вариаций).
Добавлю к сказанному, что смыслы, возникающие в этой, величайшей, последней сонате Бетховена (очевидно являющейся неким итогом жизни величайшего гения — музыканта и человека), столь важны и глубоки, что я, что называется, “не смог смолчать” — решил, что стоит рискнуть поделиться ими не только через божественное звучание самой музыки, но и через конкретный словесный рассказ. Это стало причиной достаточно необычного жанра концерта, состоявшегося 15 апреля 2014 года. В нем в первом отделении я рассказывал словами все то, что открылось мне через эту великую музыку, а во втором стремился дать музыке самой рассказать все это — рассказать значительно более объемно и многозначно.