Како­ва роль тео­рии и прак­ти­ки в созда­нии завер­шен­но­го обра­зо­ва­ния?

       Огром­ный раз­рыв меж­ду пре­по­да­ва­ни­ем тео­рии и прак­ти­ки музы­ки (испол­ни­тель­ско­го искус­ства) при­во­дит к чрез­вы­чай­но нега­тив­ным послед­стви­ям в музы­каль­ном обра­зо­ва­нии. В экс­тре­маль­ном виде воз­ник­шие “музы­каль­ные касты” увы, не сотруд­ни­ча­ют, а зача­стую про­ти­во­бор­ству­ют друг с дру­гом.

        Дли­тель­ные про­цес­сы раз­ви­тия систе­мы музы­каль­но­го обра­зо­ва­ния (более 300 лет!) при­ве­ли к слиш­ком боль­шо­му раз­де­ле­нию музы­кан­тов на “касты”. Каста “чистых тео­ре­ти­ков” и каста “чистых испол­ни­те­лей” порой нахо­дят­ся в столь явном про­ти­во­сто­я­нии и даже про­ти­во­бор­стве, что, увы, зача­стую при­хо­дит­ся слы­шать от пре­по­да­ва­те­лей по спе­ци­аль­но­сти: “Ты не ходи на эти заня­тия — сиди и зани­май­ся сам”.

        Уча­щи­е­ся-испол­ни­те­ли, изу­ча­ю­щие “дол­го и боль­но” гар­мо­нию в шко­ле, кол­ле­дже и кон­сер­ва­то­рии, отча­яв­шись уви­деть связь меж­ду тем, что они дела­ют в клас­се “школь­ной гар­мо­нии” и тем, что они про­хо­дят в клас­се по спе­ци­аль­но­сти либо изу­ча­ют ее само­сто­я­тель­но (ска­жем, через джаз или поп-рок), либо (что фаталь­но!) не изу­ча­ют ее вовсе, неиз­беж­но лишая свое испол­не­ние гар­мо­ни­че­ской выра­зи­тель­но­сти.

        ИКАМ видит одной из важ­ней­ших сво­их задач необ­хо­ди­мое и есте­ствен­ное сли­я­ние тео­рии и прак­ти­ки, без кото­ро­го немыс­ли­мо гар­мо­нич­ное раз­ви­тие музы­кан­та — это, конеч­но, зна­ли все вели­кие.*

————
*  “Никто не может боль­ше того, что он зна­ет. Никто не зна­ет боль­ше того, что он может.” [Р. Шуман]

“Имен­но про­пор­ция созна­тель­но­го и бес­со­зна­тель­но­го (под­со­зна­тель­но­го) явля­ет­ся иде­а­лом для чело­ве­ка как для суще­ства, обла­да­ю­ще­го эти­ми дву­мя инстру­мен­та­ми позна­ния (ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние и инту­и­ция). Лише­ние его любо­го из этих двух качеств дела­ет его непол­но­цен­ным, ибо имен­но так он создан. [гла­ва 2.0 а (пре­ам­бу­ла №1) “Струк­ту­ра это­го раз­де­ла — по гла­вам: Музы­каль­ные пара­мет­ры”]

Крат­ко прак­ти­че­ские при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ИКАМ (необ­хо­ди­мость усо­вер­шен­ство­ва­ния суще­ству­ю­щей систе­мы) изло­же­ны в про­спек­те учеб­ни­ка на стр. 8–9:

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В учеб­ни­ке прак­ти­че­ские при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ИКАМ (необ­хо­ди­мость усо­вер­шен­ство­ва­ния суще­ству­ю­щей систе­мы) раз­би­ра­ют­ся более подроб­но в гла­ве 1.2 “Прак­ти­че­ские при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния дан­но­го пред­ме­та — «Испол­ни­тель­ский ана­лиз» (ИКАМ)” (стр. 30–35 учеб­ни­ка):

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Прокрутить вверх