Как полу­чи­лось, что метод ИКАМ создан толь­ко сей­час
и есть ли у него пред­ше­ствен­ни­ки?

      Кажу­ща­я­ся оче­вид­ной идея соби­ра­ния все­го наи­бо­лее цен­но­го и необ­хо­ди­мо­го для базо­во­го обра­зо­ва­ния (для пол­но­цен­но­го раз­ви­тия музы­кан­та) и фик­са­ция это­го в одном месте, — в удоб­ном и подъ­ем­ном для одно­го чело­ве­ка виде, доступ­ном для каж­до­го инте­ре­су­ю­ще­го­ся,* кажет­ся настоль­ко оче­вид­ной, что при­хо­дит­ся толь­ко удив­лять­ся, что это не было реа­ли­зо­ва­но за сто­ле­тия суще­ство­ва­ния музы­ки в ее нынеш­нем состо­я­нии. (Глав­ная чер­та это­го состо­я­ния: раз­де­ле­ние на про­фес­сии ком­по­зи­то­ра и испол­ни­те­лей, свя­зан­ное с появ­ле­ни­ем доста­точ­но совер­шен­ной систе­мы нот­ной запи­си — отсю­да все ее дости­же­ния и недо­стат­ки.)

Имен­но эта, сфор­му­ли­ро­ван­ная выше, идея поло­же­на в осно­ву мето­да ИКАМ и его учеб­но­го ком­плек­са “Музы­ка. Тео­рия и прак­ти­ка”, кото­рый вы види­те здесь перед собой.

      Если к это­му доба­вить то, что внят­но­го пол­но­го пере­чис­ле­ния состав­ля­ю­щих выра­зи­тель­но­сти музы­ки (“музы­каль­ных пара­мет­ров”), кото­рые пол­но­цен­ный музы­кант неиз­беж­но дол­жен изу­чить, не уда­лось на прак­ти­ке обна­ру­жить, удив­ле­ние состо­я­ни­ем систе­мы обра­зо­ва­ния и музы­ко­зна­ния, без­раз­ли­чи­ем к это­му “музы­кант­ских масс”  начи­на­ет “зашка­ли­вать”.

—————————
*  Энцик­ло­пе­ди­че­ская алфа­вит­ная систе­ма име­ет сво­ей целью собрать все доступ­ные све­де­ния, не раз­ли­чая их по сте­пе­ни важ­но­сти — и, несмот­ря на свою полез­ность, пото­му не вполне под­хо­дит для имен­но систем­но­го базо­во­го обра­зо­ва­ния (что явля­ет­ся целью ИКАМ).

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

       Нахо­дя объ­яс­не­ние опи­сан­ной ситу­а­ции в том, что вели­кие музы­кан­ты слиш­ком заня­ты прак­ти­че­ской дея­тель­но­стью, что­бы отры­вать от сво­е­го вре­ме­ни зна­чи­тель­ные отрез­ки для систе­ма­ти­за­ции и опи­са­ния добы­тых ими уни­каль­ных зна­ний и уме­ний, важ­но к это­му доба­вить, что про­дви­ну­тые и нерав­но­душ­ные музы­каль­ные дея­те­ли все же нахо­ди­лись. Поми­мо того, что при­мер­но поло­ви­на вели­ких ком­по­зи­то­ров все же отда­ва­ли часть сво­е­го вре­ме­ни на напи­са­ние либо систем­ных учеб­ни­ков (см. учеб­ник, с.16, снос­ка 3) по тому или ино­му пара­мет­ру, либо на поле­ми­че­ские ста­тьи, сбор­ни­ки афо­риз­мов и выска­зы­ва­ний и пр., вос­пи­ты­ва­ю­щие пра­виль­ное направ­ле­ние музы­каль­ных взгля­дов.

       В каче­стве ярко­го и важ­но­го при­ме­ра тако­го нерав­но­душ­но­го и пра­виль­но­го взгля­да на про­бле­му при­ве­дем 1‑страничную ста­тью  С. Фейн­бер­га (во мно­гом гени­аль­но­го, дале­ко смот­ря­ще­го), в кото­рой он при­зы­ва­ет сво­их кол­лег осу­ществ­лять это направ­ле­ние. Сам он оста­вил фун­да­мен­таль­ную 600-стра­нич­ную кни­гу “Пиа­низм как искус­ство “, кото­рую мож­но счи­тать пред­те­чей ИКА­Ма.

       Состо­я­ние тех­но­ло­гий и сти­ля жиз­ни того вре­ме­ни не вполне поз­во­ли­ло ему достиг­нуть необ­хо­ди­мой для этой зада­чи  лако­нич­но­сти и пол­но­ты, одна­ко мно­гие поло­же­ния столь вер­ны и нетри­ви­аль­ны, что оче­вид­но, насколь­ко это полез­но и необ­хо­ди­мо (так же как полез­ны “Повсе­днев­ная рабо­та пиа­ни­ста и ком­по­зи­то­ра” Мет­не­ра, “Жиз­нен­ные пра­ви­ла для музы­кан­тов” Шума­на и ана­ло­гич­ные вели­кие кни­ги, даю­щие бес­цен­ные зна­ния все новым поко­ле­ни­ям музы­кан­тов). Будучи соот­вет­ствен­ным обра­зом обра­бо­та­ны (для быст­ро­го адрес­но­го нахож­де­ния про­фес­си­о­на­лом нуж­ной в дан­ный момент инфор­ма­ции), эти све­де­ния, как и ана­ло­гич­ные све­де­ния от вели­ких музы­кан­тов, соста­вят ту “Кни­гу книг”, в кото­рой моза­и­ка отдель­ных поло­же­ний собе­рет­ся в пол­ную и непро­ти­во­ре­чи­вую кар­ти­ну МУЗЫКИ как цель­но­го явле­ния — ИКАМ пла­ни­ру­ет и уже начал этот про­цесс.  Безуслов­но, ИКАМ в про­цес­се раз­ви­тия впи­та­ет все наи­бо­лее цен­ное как от Фейн­бер­га, так и от всех вели­ких — имен­но их сум­мар­ное насле­дие явля­ет­ся наи­луч­шим сво­дом “пра­вил” музы­ки.

Фейн­берг. Соеди­нить прак­ти­ку и тео­рию искус­ства

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Прокрутить вверх