Как получилось, что метод ИКАМ создан только сейчас
и есть ли у него предшественники?
Кажущаяся очевидной идея собирания всего наиболее ценного и необходимого для базового образования (для полноценного развития музыканта) и фиксация этого в одном месте, — в удобном и подъемном для одного человека виде, доступном для каждого интересующегося,* кажется настолько очевидной, что приходится только удивляться, что это не было реализовано за столетия существования музыки в ее нынешнем состоянии. (Главная черта этого состояния: разделение на профессии композитора и исполнителей, связанное с появлением достаточно совершенной системы нотной записи — отсюда все ее достижения и недостатки.)
Именно эта, сформулированная выше, идея положена в основу метода ИКАМ и его учебного комплекса “Музыка. Теория и практика”, который вы видите здесь перед собой.
Если к этому добавить то, что внятного полного перечисления составляющих выразительности музыки (“музыкальных параметров”), которые полноценный музыкант неизбежно должен изучить, не удалось на практике обнаружить, удивление состоянием системы образования и музыкознания, безразличием к этому “музыкантских масс” начинает “зашкаливать”.
—————————
* Энциклопедическая алфавитная система имеет своей целью собрать все доступные сведения, не различая их по степени важности — и, несмотря на свою полезность, потому не вполне подходит для именно системного базового образования (что является целью ИКАМ).
Преамбула 1 “Как это могло случиться…”
(учебник, стр.14):
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
Находя объяснение описанной ситуации в том, что великие музыканты слишком заняты практической деятельностью, чтобы отрывать от своего времени значительные отрезки для систематизации и описания добытых ими уникальных знаний и умений, важно к этому добавить, что продвинутые и неравнодушные музыкальные деятели все же находились. Помимо того, что примерно половина великих композиторов все же отдавали часть своего времени на написание либо системных учебников (см. учебник, с.16, сноска 3) по тому или иному параметру, либо на полемические статьи, сборники афоризмов и высказываний и пр., воспитывающие правильное направление музыкальных взглядов.
В качестве яркого и важного примера такого неравнодушного и правильного взгляда на проблему приведем 1‑страничную статью С. Фейнберга (во многом гениального, далеко смотрящего), в которой он призывает своих коллег осуществлять это направление. Сам он оставил фундаментальную 600-страничную книгу “Пианизм как искусство “, которую можно считать предтечей ИКАМа.
Состояние технологий и стиля жизни того времени не вполне позволило ему достигнуть необходимой для этой задачи лаконичности и полноты, однако многие положения столь верны и нетривиальны, что очевидно, насколько это полезно и необходимо (так же как полезны “Повседневная работа пианиста и композитора” Метнера, “Жизненные правила для музыкантов” Шумана и аналогичные великие книги, дающие бесценные знания все новым поколениям музыкантов). Будучи соответственным образом обработаны (для быстрого адресного нахождения профессионалом нужной в данный момент информации), эти сведения, как и аналогичные сведения от великих музыкантов, составят ту “Книгу книг”, в которой мозаика отдельных положений соберется в полную и непротиворечивую картину МУЗЫКИ как цельного явления — ИКАМ планирует и уже начал этот процесс. Безусловно, ИКАМ в процессе развития впитает все наиболее ценное как от Фейнберга, так и от всех великих — именно их суммарное наследие является наилучшим сводом “правил” музыки.
Фейнберг. Соединить практику и теорию искусства
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.