Школьная гармония
Что такое “Школьная гармония”
“Школьная гармония” — предмет, создававшийся в параллели с развитием “живой музыки”, очень постепенно впитывавший и осознававший ее достижения в практическом освоении различных средств гармонии — этот процесс растянулся на более, чем 300 (!) лет. В этот процесс осознания законов гармонии вложили свой талант и знания многие величайшие практики-композиторы, а также теоретики. Достаточно перечислить таких гигантов, как Рамо, Сальери, Чайковский, Римский-Корсаков, Хиндемит, Шенберг, Мессиан, можно вспомнить и многих других…
Стравинский, являвшийся практически членом семьи Римского-Корсакова, конечно, перенял от него все глубинное знание этого предмета (Р‑К, великий практик, написал также учебник гармонии), но Стравинскому посчастливилось жить в такое время, когда “пазл” разрозненных фрагментов знаний и умений начал постепенно складываться в некую “таблицу Менделеева” (скажем, приблизительно в начале-середине XX века) — он явно интуитивно ощущал это. Со свойственной ему дерзостью он сформулировал о гармонии вот что:
«Р. К. [Роберт Крафт]. Вы часто говорили, что эпоха открытий в гармонии кончилась, что эта область закрыта для дальнейшего исследования и использования. Не поясните ли вы свою мысль?
И. С. [Игорь Стравинский] Гармония как наука об аккордах и аккордовых сочетаниях имела блестящую, но краткую историю. Эта история показывает, что аккорды постепенно утрачивали свою прямую функцию гармонического тяготения и начинали обольщать блеском колористических эффектов. В настоящее время новаторство в области гармонии исчерпало себя. Как фактор музыкальной конструкции она не дает новых возможностей, к которым стоило бы прибегать.»
«Диалоги», раздел «Композиция»
Даже понимая, что гений здесь немного не то увлекся, не то “встал в позу”, скрыв от читателей то, что в принципе, гармония, как и музыка — “бесконечна” (конечно, он это знает!), тем не менее, Стравинский уловил главное: этот “пазл” гармонии как цельного явления сложился (!) и каждый может понять и ощутить то же. То есть можно коротко и ясно изложить основы предмета и научить этому любого.
При этом старый вариант методик изучения, собиравший более 300 лет пыль, обросший невероятным количеством наростов и, я бы сказал, раковых опухолей, надо бережно упаковать, сделать выжимку всего ценного — и отправить в музей.
Достаточно понять, что такой метод прохождения, растянутый на приблизительно 15 лет (!!!) (я не шучу — тут не до шуток: первые сведения о гармонии дети получают в ДМШ в 7 лет, последующие 8 лет они проходят 7 (12) интервалов и ~10 аккордов (здесь смайлик), затем 3–4- года в колледже, зачем-то то же самое в консерваториях — а Римский-Корсаков рассчитывал свой курс гармонии на год!) — этот метод не дает нужного результата: в результате они, увы, как правило, не знают гармонии (( .
Понятно, что за сотни лет это “направление” превратилось в достаточно большой бизнес, многие сделали это своей профессией, всем надо кушать и т.д. Но дети-то чем провинились??!
Я стараюсь в ИКАМ указать более прямой путь к освоению полной системы гармонии (см. соответствующую страницу).
Но и в нынешнем, несовершенном виде “школьная гармония” небесполезна — она достаточно исправно дает базовые основы гармонии. Для тех, кто хочет пройти этот путь, я написал брошюру №11 “Школьная гармония”, где стараюсь уменьшить несообразности этой “старинной системы”.
Как сказано на предыдущей странице, желающие усовершенствоваться в “школьной гармонии” и довольно значительно ускорить процесс прохождения курса, систематизировать свои знания и сдать экзамен в традиционной системе, могут воспользоваться приложением: брошюрой №11 “Школьная гармония”*
В этой брошюре вы найдете новые методики (схемы), ускоряющие восприятие и:
- либо дающие знания и навыки “с нуля”,
- либо систематизирующие уже имеющиеся у вас разрозненные знания
… и более эффективно ведущие к выполнению традиционных экзаменационных упражнений.
———-
* Автор учебника знает “школьную гармонию” не понаслышке — он вел этот предмет в течение длительного времени, готовил студентов к экзаменам в консерватории, сам принимал такие экзамены. Все достоинства и несообразности этого предмета, можно сказать, я “прочувствовал изнутри”. Самое удивительное здесь то, что практически все учебники и преподаватели рассказывают “правила” гармонии, но не учат студентов практическим приемам выполнения упражнений. Я постарался передать здесь именно этот накопленный мной опыт методик практического выполнения 5 основных упражнений: решение «задачи» на мелодию, разрешение аккордов, игра периодов (в т.ч. модулирующих), игра секвенций (диатонических, модулирующих), гармонический анализ.
брошюра №11, обложка:
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
Оглавление брошюры: →
см. брошюра №11, стр. 2
Как видно из оглавления, “школьная гармония” разделена на 9 проблем-разделов.
При этом каждая из проблем дается не “в час по чайной ложке” (как в традиционном курсе), а сразу и концентрировано.
Большинство разделов имеет 3 составляющих:
- базовые принципы
- запреты (“ошибки”)*
- Развитие изложенных принципов в «живой музыке»
———-
* Может быть, наибольшее удивление несообразностями традиционного предмета вызывало у меня отсутствие в традиционных учебниках, по которым я учился и учил последующих, простого ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЗАПРЕТОВ, за которые снижают отметки на экзаменах (!!). Т.е. получается, что от учащихся скрывают то, за что их будут наказывать! Это напоминает мне один фантастический рассказ про планету, где свод законов скрывается от населения, но незнание законов не освобождает от ответственности.
см. брошюра №11, преамбулы (стр. 3–4→)
В преамбуле 1 рассказывается о соотношении “школьной гармонии” и “живой музыки”, т.е. решается задача — правильно сориентировать учащегося в этом ключевом вопросе.
В преамбуле 2 рассказывается об основных упражнениях “школьной гармонии” — учащегося следует сразу сориентировать в достижении практической цели: сдача экзамена (ибо эти упражнения весьма полезные, но все же искусственные, “инструктивные” по сути и характеру).
см. брошюра №11, стр. 6–13→:
Представим вам здесь первый из 9 разделов (раздел1: “Вертикальное расположение гармонии”).
Это типичный пример подхода (методики) ИКАМ — в этом разделе концентрированно излагается то, что в традиционных учебниках “размазано” на 2 года и огромное количество страниц (!). Из 6 страниц с наглядными схемами здесь учащийся узнает ВСЕ о расположении аккордов в “школьной гармонии”.
В заключении к разделу: “Развитие изложенных принципов в «живой музыке»” рассказывается о свободном развитии (а вовсе не об отмене!) базовых принципов “школьной гармонии” в позднейшей музыке — учащийся видит как стандарты “школьной гармонии” эволюционируют (развиваются) ведя к “бесконечному разнообразию” живой музыки (такого раздела, связывающего “школьную гармонию” с “живой музыкой” нет в традиционных учебниках).
Ознакомиться с содержанием последующих разделов вы можете здесь: (брошюра целиком)