Школь­ная гар­мо­ния

Что такое “Школь­ная гар­мо­ния”

       “Школь­ная гар­мо­ния” — пред­мет, созда­вав­ший­ся в парал­ле­ли с раз­ви­ти­ем “живой музы­ки”, очень посте­пен­но впи­ты­вав­ший и осо­зна­вав­ший ее дости­же­ния в прак­ти­че­ском осво­е­нии раз­лич­ных средств гар­мо­нии — этот про­цесс рас­тя­нул­ся на более, чем 300 (!) лет. В этот про­цесс осо­зна­ния зако­нов гар­мо­нии вло­жи­ли свой талант и зна­ния мно­гие вели­чай­шие прак­ти­ки-ком­по­зи­то­ры, а так­же тео­ре­ти­ки. Доста­точ­но пере­чис­лить таких гиган­тов, как Рамо, Салье­ри, Чай­ков­ский, Рим­ский-Кор­са­ков, Хин­де­мит, Шен­берг, Мес­си­ан, мож­но вспом­нить и мно­гих дру­гих…

       Стра­вин­ский, являв­ший­ся прак­ти­че­ски чле­ном семьи Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, конеч­но, пере­нял от него все глу­бин­ное зна­ние это­го пред­ме­та (Р‑К, вели­кий прак­тик, напи­сал так­же учеб­ник гар­мо­нии), но Стра­вин­ско­му посчаст­ли­ви­лось жить в такое вре­мя, когда “пазл” раз­роз­нен­ных фраг­мен­тов зна­ний и уме­ний начал посте­пен­но скла­ды­вать­ся в некую “таб­ли­цу Мен­де­ле­е­ва” (ска­жем, при­бли­зи­тель­но в нача­ле-сере­дине XX века) — он явно инту­и­тив­но ощу­щал это. Со свой­ствен­ной ему дер­зо­стью он сфор­му­ли­ро­вал о гар­мо­нии вот что:

«Р. К. [Роберт Крафт]. Вы часто гово­ри­ли, что эпо­ха откры­тий в гар­мо­нии кон­чи­лась, что эта область закры­та для даль­ней­ше­го иссле­до­ва­ния и исполь­зо­ва­ния. Не пояс­ни­те ли вы свою мысль?
И. С. [Игорь Стра­вин­ский] Гар­мо­ния как нау­ка об аккор­дах и аккор­до­вых соче­та­ни­ях име­ла бле­стя­щую, но крат­кую исто­рию. Эта исто­рия пока­зы­ва­ет, что аккор­ды посте­пен­но утра­чи­ва­ли свою пря­мую функ­цию гар­мо­ни­че­ско­го тяго­те­ния и начи­на­ли обо­льщать блес­ком коло­ри­сти­че­ских эффек­тов. В насто­я­щее вре­мя нова­тор­ство в обла­сти гар­мо­нии исчер­па­ло себя. Как фак­тор музы­каль­ной кон­струк­ции она не дает новых воз­мож­но­стей, к кото­рым сто­и­ло бы при­бе­гать.»

«Диа­ло­ги», раз­дел «Ком­по­зи­ция»

       Даже пони­мая, что гений здесь немно­го не то увлек­ся, не то “встал в позу”, скрыв от чита­те­лей то, что в прин­ци­пе, гар­мо­ния, как и музы­ка — “бес­ко­неч­на” (конеч­но, он это зна­ет!), тем не менее, Стра­вин­ский уло­вил глав­ное: этот “пазл” гар­мо­нии как цель­но­го явле­ния сло­жил­ся (!) и каж­дый может понять и ощу­тить то же. То есть мож­но корот­ко и ясно изло­жить осно­вы пред­ме­та и научить это­му любо­го.

       При этом ста­рый вари­ант мето­дик изу­че­ния, соби­рав­ший более 300 лет пыль, оброс­ший неве­ро­ят­ным коли­че­ством наро­стов и, я бы ска­зал, рако­вых опу­хо­лей, надо береж­но упа­ко­вать, сде­лать выжим­ку все­го цен­но­го — и отпра­вить в музей.

       Доста­точ­но понять, что такой метод про­хож­де­ния, рас­тя­ну­тый на при­бли­зи­тель­но 15 лет (!!!) (я не шучу — тут не до шуток: пер­вые све­де­ния о гар­мо­нии дети полу­ча­ют в ДМШ в 7 лет, после­ду­ю­щие 8 лет они про­хо­дят 7 (12) интер­ва­лов и ~10 аккор­дов (здесь смай­лик), затем 3–4- года в кол­ле­дже, зачем-то то же самое в кон­сер­ва­то­ри­ях — а Рим­ский-Кор­са­ков рас­счи­ты­вал свой курс гар­мо­нии на год!) — этот метод не дает нуж­но­го резуль­та­та: в резуль­та­те они, увы, как пра­ви­ло, не зна­ют гар­мо­нии (( .

       Понят­но, что за сот­ни лет это “направ­ле­ние” пре­вра­ти­лось в доста­точ­но боль­шой биз­нес, мно­гие сде­ла­ли это сво­ей про­фес­си­ей,  всем надо кушать и т.д. Но дети-то чем про­ви­ни­лись??!

       Я ста­ра­юсь в ИКАМ ука­зать более пря­мой путь к осво­е­нию пол­ной систе­мы гар­мо­нии (см. соот­вет­ству­ю­щую стра­ни­цу).

       Но и в нынеш­нем, несо­вер­шен­ном виде “школь­ная гар­мо­ния” небес­по­лез­на — она доста­точ­но исправ­но дает базо­вые осно­вы гар­мо­нии. Для тех, кто хочет прой­ти этот путь, я напи­сал бро­шю­ру №11 “Школь­ная гар­мо­ния”, где ста­ра­юсь умень­шить несо­об­раз­но­сти этой “ста­рин­ной систе­мы”.

Как ска­за­но на преды­ду­щей стра­ни­це, жела­ю­щие усо­вер­шен­ство­вать­ся в “школь­ной гар­мо­нии” и доволь­но зна­чи­тель­но уско­рить про­цесс про­хож­де­ния кур­са, систе­ма­ти­зи­ро­вать свои зна­ния и сдать экза­мен в тра­ди­ци­он­ной систе­ме, могут вос­поль­зо­вать­ся при­ло­же­ни­ем: бро­шю­рой №11 “Школь­ная гар­мо­ния”*

В этой бро­шю­ре вы най­де­те новые мето­ди­ки (схе­мы), уско­ря­ю­щие вос­при­я­тие и:

  • либо даю­щие зна­ния и навы­ки “с нуля”,
  • либо систе­ма­ти­зи­ру­ю­щие уже име­ю­щи­е­ся у вас раз­роз­нен­ные зна­ния

… и более эффек­тив­но веду­щие к выпол­не­нию тра­ди­ци­он­ных экза­ме­на­ци­он­ных упраж­не­ний.

———-
*  Автор учеб­ни­ка зна­ет “школь­ную гар­мо­нию” не пона­слыш­ке — он вел этот пред­мет в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни, гото­вил сту­ден­тов к экза­ме­нам в кон­сер­ва­то­рии, сам при­ни­мал такие экза­ме­ны. Все досто­ин­ства и несо­об­раз­но­сти это­го пред­ме­та, мож­но ска­зать, я “про­чув­ство­вал изнут­ри”. Самое уди­ви­тель­ное здесь то, что прак­ти­че­ски все учеб­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли рас­ска­зы­ва­ют “пра­ви­ла” гар­мо­нии, но не учат сту­ден­тов прак­ти­че­ским при­е­мам выпол­не­ния упраж­не­ний. Я поста­рал­ся пере­дать здесь имен­но этот накоп­лен­ный мной опыт мето­дик прак­ти­че­ско­го выпол­не­ния 5 основ­ных упраж­не­ний: реше­ние «зада­чи» на мело­дию, раз­ре­ше­ние аккор­дов, игра пери­о­дов (в т.ч. моду­ли­ру­ю­щих), игра секвен­ций (диа­то­ни­че­ских, моду­ли­ру­ю­щих), гар­мо­ни­че­ский ана­лиз.

бро­шю­ра №11, облож­ка:

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Оглав­ле­ние бро­шю­ры: → 
    см. бро­шю­ра №11, стр. 2

Как вид­но из оглав­ле­ния, “школь­ная гар­мо­ния” раз­де­ле­на на 9 про­блем-раз­де­лов.
При этом каж­дая из про­блем дает­ся не “в час по чай­ной лож­ке” (как в тра­ди­ци­он­ном кур­се), а сра­зу и кон­цен­три­ро­ва­но.

Боль­шин­ство раз­де­лов име­ет 3 состав­ля­ю­щих:

  • базо­вые прин­ци­пы
  • запре­ты (“ошиб­ки”)*
  • Раз­ви­тие изло­жен­ных прин­ци­пов в «живой музы­ке»

———-
*  Может быть, наи­боль­шее удив­ле­ние несо­об­раз­но­стя­ми тра­ди­ци­он­но­го пред­ме­та вызы­ва­ло у меня отсут­ствие в тра­ди­ци­он­ных учеб­ни­ках, по кото­рым я учил­ся и учил после­ду­ю­щих, про­сто­го ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЗАПРЕТОВ, за кото­рые сни­жа­ют отмет­ки на экза­ме­нах (!!). Т.е. полу­ча­ет­ся, что от уча­щих­ся скры­ва­ют то, за что их будут нака­зы­вать! Это напо­ми­на­ет мне один фан­та­сти­че­ский рас­сказ про пла­не­ту, где свод зако­нов скры­ва­ет­ся от насе­ле­ния, но незна­ние зако­нов не осво­бож­да­ет от ответ­ствен­но­сти.

     см. бро­шю­ра №11, пре­ам­бу­лы (стр. 3–4)

В пре­ам­бу­ле 1 рас­ска­зы­ва­ет­ся о соот­но­ше­нии “школь­ной гар­мо­нии” и “живой музы­ки”, т.е. реша­ет­ся зада­ча — пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать уча­ще­го­ся в этом клю­че­вом вопро­се.

В пре­ам­бу­ле 2 рас­ска­зы­ва­ет­ся об основ­ных упраж­не­ни­ях “школь­ной гар­мо­нии” — уча­ще­го­ся сле­ду­ет сра­зу сори­ен­ти­ро­вать в дости­же­нии прак­ти­че­ской цели: сда­ча экза­ме­на (ибо эти упраж­не­ния весь­ма полез­ные, но все же искус­ствен­ные, “инструк­тив­ные” по сути и харак­те­ру).

      см. бро­шю­ра №11, стр. 6–13:

Пред­ста­вим вам здесь пер­вый из 9 раз­де­лов (раздел1: “Вер­ти­каль­ное рас­по­ло­же­ние гар­мо­нии”). 

Это типич­ный при­мер под­хо­да (мето­ди­ки) ИКАМ — в этом раз­де­ле кон­цен­три­ро­ван­но изла­га­ет­ся то, что в тра­ди­ци­он­ных учеб­ни­ках “раз­ма­за­но” на 2 года и огром­ное коли­че­ство стра­ниц (!). Из 6 стра­ниц с нагляд­ны­ми схе­ма­ми здесь уча­щий­ся узна­ет ВСЕ о рас­по­ло­же­нии аккор­дов в “школь­ной гар­мо­нии”.

В заклю­че­нии к раз­де­лу: “Раз­ви­тие изло­жен­ных прин­ци­пов в «живой музы­ке»” рас­ска­зы­ва­ет­ся о сво­бод­ном  раз­ви­тии (а вовсе не об отмене!) базо­вых прин­ци­пов “школь­ной гар­мо­нии” в позд­ней­шей музы­ке — уча­щий­ся видит как стан­дар­ты “школь­ной гар­мо­нии” эво­лю­ци­о­ни­ру­ют (раз­ви­ва­ют­ся) ведя к “бес­ко­неч­но­му раз­но­об­ра­зию” живой музы­ки (тако­го раз­де­ла, свя­зы­ва­ю­ще­го “школь­ную гар­мо­нию” с “живой музы­кой”  нет в тра­ди­ци­он­ных учеб­ни­ках).

Озна­ко­мить­ся с содер­жа­ни­ем после­ду­ю­щих раз­де­лов вы може­те здесь: (бро­шю­ра цели­ком)

Прокрутить вверх