Можно ли судить о музыке без наличия сформулированных положений (“правил”)?
(объективизированная оценка ИКАМ)
Во всех областях, требующих большой ответственности в принятии решений: человеческая жизнь (уголовное право), большие деньги (гражданское право, футбол как наиболее яркий пример спортивного судейства и т.д.), человечество перешло от “первобытнообщинного” интуитивного способа принятия решений к большей объективизации процесса. И, хотя никто не отказывается от роли интуиции (например: суд присяжных), никому не придет в голову судить без свода законов или, например, футбольных правил (все более и более утонченно разработанных).
Только музыка (в эпоху, когда футбол уже прочно перешел к системе WAR, аттестационной коллегии судей и т. д.) остается на “первобытнообщинном уровне” в принятии любых решений (конкурсы, уроки, раздача должностей, рейтинги, игра в медиа-мнения и т.д.), хотя значимость таких решений для музыки и музыкантов велика.
Как ни трудна и во многом многомерна и также во многом интуитивна (!) эта задача (по сути — перехода от дилетантизма в судействе к профессионализму) — от ее решения никуда не уйти: она будет реализована.
ИКАМ уже взялся за решение этой задачи и многие достигнутые результаты обнадеживают.
Разовьем изложенное выше.
Сначала проведем аналогию с юридической (судебной) системой, а также с судейством спортивных состязаний.
Где-то в первобытнообщинном племенном состоянии суд осуществлял вождь, захвативший власть силой, либо получивший ее по наследству, может быть, в каких-то племенах существовала и выборная система. Суждения он выносил сам (по своему ощущению или из своих корыстных ощущений), не опираясь ни на какие сформулированные положения.
Затем люди, уставшие от несправедливого произвола судей, решили записать и пронумеровать некие положения, обязав судей как-то опираться на них, вынося свои суждения — приговоры (сначала “Русская правда”, потом конституция и все более и более разветвленный и отточенный свод законов).
Несмотря на очевидную неизбежность наступления эры “конституционности”, тысячи и миллионы “первобытных судей” яростно сопротивлялись конституции и законам. Свой “бизнес” они, конечно же, отдавали с тяжелыми арьергардными боями, с большим количеством жертв и т.д.
Все же неизбежно восторжествовала нынешняя судебная система со сводом законов и (несмотря на все несовершенства и перегибы в трактовке этих законов недобросовестными и некомпетентными судьями) — сейчас уже не найдется смельчак, требующий отменить свод законов совсем и вернуться к первобытной племенной системе (хотя в скрытой форме эти попытки идут и сейчас и не прекратятся никогда!).
В футболе (возьмем эту популярную игру для примера, она во многом идет в авангарде — в силу огромной популярности и, соответственно, безумных бюджетов) система правил постоянно и интенсивно совершенствуется, внедряются все новые технические и организационные усовершенствования (WAR, развитая система судейских коллегий и проч.) — система становится все более совершенной и справедливой, плодотворно взаимодействует с прессой, и никто не предлагает отыграть все назад, видя полезность растущей объективизации и ответственности за принятые решения.
Теперь о музыке. Вам система суждений (выполняющая руководящую роль в принятии всех решений: что хорошо, что плохо, кому дать премию, а кому не дать, кого назначить на должность, а кого — не назначать и т.д.) не напоминает первобытнообщинный способ?
Вопли подавляющего большинства “первообщинных судей” о невозможности сформулировать в музыке какие-либо положения вопятся впервые? или история уже давно прошла в других областях этот первобытно-общинный период??
Ответы очевидны. Увы, жертв не избежать и сейчас…
Тем не менее, ИКАМ приступил и к решению этой первостепенной проблемы — это одно из важнейших его направлений.
В основе (как и в любой другой области) лежат сформулированные в ИКАМе “правила” — без них не обойтись. Эти правила не придумывает некий диктатор, а они свободно и естественно следуют из самой музыки (ее природных свойств). Вопли свободолюбивых дилетантов стоит оставить без внимания, ибо любая учительница музыки всегда говорит ученику: “Деточка, играй разрешение тише. Руку не зажимай.” — эти и еще десяток “правил” ей известны и она справедливо ими пользуется — даже зная, что из каждого правила есть исключения (что не отменяет, а укрепляет правило). Понятно, что продвинутые музыканты знают “правил” значительно больше. Свод только правил нотной графики, используемый профессиональными издательствами — это толстая книга о 500 страницах! Уверяю вас, что в гармонии, или стиле, или педализации этих правил никак не меньше — и они еще более утонченные!
Крайне важно здесь то, что эти “правила” применяются только по принципу СВОБОДЫ. Это значит, что исполнение выполняющего каждое конкретное частное “правило” оказывается выразительней, красивей, чем в противоположном случае — именно это побуждает человека действовать так, а не иначе!
“Незнание правил не освобождает от ответственности” — этот лозунг, с одной стороны, не стоит превращать в диктаторское руководство, но и любой диктатор должен ответить в своей деятельности перед теми же ВЕЛИКИМИ ЗАКОНАМИ МУЗЫКИ.
“Ученье — свет, а неученье — тьма!” Спокойно и уверенно двинемся к знанию и объективизации, никак не уничтожая живого начала!