Комментарий композитора (АА)
Вот что я написал в 2004 году, когда вышел диск “А. Агажанов. Камерная музыка”, куда вошло это сочинение:
Стихи М.Петровых известны в узких кругах ценителей поэзии, а вот в более широком мире мировой поэзии ее имя теряется, может быть в тени более известных и, я бы сказал, удачливых Цветаевой и Ахматовой, аналогии с творчеством которых очевидны.
Отношение же к этой поэзии у меня сложилось неоднозначное. С одной стороны это, безусловно, хорошие, честные стихи. Меня заворожил, например, образный строй, который создался совместными усилиями в первой песне из трех. Во время длинного, очень длинного вступления я упорно видел женщину, бредущую по длинной осенней аллее, усыпанной желтыми листьями и она чуть лениво ворошит их при каждом шаге… Забавно (насколько это применимо к такому содержанию) прочиталось второе стихотворение – в таком состоянии иногда пытаешься приподнять себя искусственно, “американской”, что ли улыбкой, некоторое время это действует, но возврат к реальности тогда может оказаться таким похмельем, что подумаешь — а может вовсе не пить?
А вот что касается общего колорита ее творчества… Строчка, вынесенная в название цикла, независимо повторяется в двух из трех произвольно выбранных мной стихотворений. Случайностью это не назовешь. В общем, я бы рискнул назвать Петровых певицей депрессии. Никто в поле моего зрения не передал с такой силой это ужасное состояние. Лермонтов с его “И скучно, и грустно” просто розовый оптимист. А оцените, пожалуйста, такое стихотворение:
Слова пустые лежат, не дышат,
Слова не знают — зачем их пишут,
Слова без смысла, слова без цели,
Они озябших не отогрели,
Они голодных не накормили, —
Слова бездушья, слова бессилья!
Они робеют, они не смеют,
Они не светят, они не греют
И лишь немеют в тоске сиротства,
Не сознавая свое уродство.
На мой взгляд – метафора огромной силы. Слова-трупы. То, что живым было такое симпатичное, в одночасье становится таким пугающим! Вам приходилось, повторяя одно слово, терять его смысл? Как странно и уродливо оно тогда выглядит.
Совершенно другой вопрос, можно ли воздействия такого рода транслировать на окружающих. Теперь этот вопрос следует адресовать и ко мне. А дело в том, что когда я писал этот цикл, я знал об этом только по описаниям. Потом же мне суждено было пережить кое-что из этого внутри.
И я вспомнил, что я слышал из уст поэта Е. Евтушенко. Он на вечере памяти Пастернака рассказал, что тот заметил молодым еще тогда Евтушенко и Вознесенскому: “Ребята, не надо недооценивать силу поэтической строчки, никогда не предсказывайте себе в стихах смерть. Потому что так и будет”. Как говорится, не повторяйте то, что вы видели на экране телевизора – это опасно. Но раз уж написалось, бросить жалко. Пользуясь случаем, могу только принести извинения за темноватый колорит диска и сказать, что таким он сложился лишь по ряду обстоятельств, и себе я уже пообещал писать музыку гораздо более позитивную, выражаясь просто, мажорную.