Либретто целиком:
© — Р. Аветисян, А.Агажанов
Зарегистрировано в РАО
Смысловой сюжет
(экспликация)
I д.: Руслан,
Людмила и Черномор
II д.: Людмила,
Руслан и Черномор
финал: Черномор,
Руслан и Людмила
Роман-сказка
[Сказка про любовь]
(по мотивам поэмы А.С. Пушкина, оперы М.И. Глинки и т.д…)
I действие
С самого начала закладывается одна из основных линий спектакля: есть два мира – мир волшебников разной степени могущества (к ним относятся Баян-Финн, это будет один персонаж — очень крутой, Черномор – тоже крутой, но рангом пониже, Наина — довольно мелкая сошка, их свиты…), и мир людей (Людмила, Руслан, Владимир и все остальные). Люди, конечно, немножко наивные, суетливые, но и у волшебников есть проблема – они потеряли способность быть просто людьми, а иногда хочется. Черномору случилось попытаться совершить прорыв. Что из этого получится – увидим.
А случилось это так. Как известно, все на свете происходит случайно, но, видимо, не случайно. Случилось так, что после продолжительной и неприятной беседы с братом, Черномор, пролетая с его головой (может быть в виде воздушного шара), увидел девочку. Ей было 12. Лысая голова отчаянно ругалась, а Черномор как бы стеснительно извиняясь перед девочкой, улетел. И произошло то, чего по идее не должно было произойти. Он не забыл ее, он не смог ее забыть. Свет, исходивший из этой живой девочки так незаметно и так стремительно проник в душу Черномора, что и перевернуло всю его оставшуюся жизнь. Может он уже во время первой встречи знал, как он увезет Людмилу (а это была именно она) через долгие 5 лет (ведь у них, у людей нельзя перескочить сразу вперед). А может, у него были свои серьезные проблемы. Не думайте, что у них, в их волшебном мире нет своих бурь. Например, может быть у них случился их (волшебный, конечно) дефолт, а может быть у них просто время течет по-другому, но целых 5 человеческих лет они не встречались. Ведь он споет в своей, может быть главной, песне:
…Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты
И я забыл твой голос нежный
Твои небесные черты
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты
Как мимолетное виденье
Как гений чистой красоты…
(Здесь уместно заметить, что литературный текст свободно и, порой, непредсказуемо переходит с бытовой прозы на стихи, в т.ч. Пушкина).
Но когда с человеком или не совсем с человеком случается это счастье (или несчастье), он становится слабым и беззащитным. И Черномор при всем его интеллекте, благородстве (вы, конечно, вспомнили про голову брата-великана, ну что ж, вы, конечно, правы, но вы ведь не хуже нас знаете, что жизнь сложна, и вообще, никому не советую вмешиваться в семейные взаимоотношения. К тому же, скажем, тот же Шрек или Остап Бендер все же бесконечно симпатичны, поэтому – не усложняйте)… Так вот, и Черномор при всем его интеллекте, благородстве, таланте и обаянии не смог (или не захотел) увидеть неизбежный финал этой истории.
А что же Людмила? Ей случилось родиться в ОЧЕНЬ КОНСЕРВАТИВНОМ ЦАРСТВЕ. Всех женщин в ее семье называли Людмилами и различали только по номерам: Людмила I, Людмила II и т.д. Соответственно они все повторяли судьбу друг друга. Это, конечно, не судьба нищего, но все же скучно и грустно… Ее мама, Людмила Сороковая все же решила разорвать этот до боли знакомый ей круг, когда дочку выдают замуж за богатыря, он или увлекается царскими делами, забывая про нее или банально бегает налево, а она тут в своей золотой клетке – ну, вы знаете эту историю, читали. Бунт? Да вряд ли, просто скучно. Помогла ей в этом деле ее подруга, Наина. Она направила ее к гадалке, которая снабдила ее амулетом. Кто его наденет, немедленно сделает счастливой Людмилу. Лучше бы она этого не делала – все беды от хороших и наивных побуждений.
Теперь о Наине. Ее история известна еще от Пушкина. Мелкая, довольно пакостная колдунья. В юности была красавицей, что испортило ее характер. К тому же первоначально влюбленный в нее Финн, который стал потом Бояном и получил еще кучу должностей, отрекся от того, во что превратилась она за это время (вся эта история красочно, с цирком пиротехникой и эффектами излагается во второй картине). У кого хочешь тут испортится характер и настроение. Она сплела свою мелкую интригу. И против Бояна, и против Черномора, и против Людмилы, мотивы понятны. По крупному она хотела бы Бояна, не понимает, глупая, что это давно уже не ее уровень. Как случилось, что интрига почти удалась, мы увидим.
Боян. По происхождению он Финн (см. II картину). Это позже ему было присвоено звание Бояна и куча других званий. Он до сих пор говорит иногда не то от волнения, не то в шутку, от хорошего настроения с небольшим таким финским акцентом. Во второй же картине он сам рассказывает Руслану, что побудителем его карьеры (мотивацией, как сейчас сказали бы) была Наина, тогда еще красавица. В процессе он увлекся, забыл про все, теперь он рулит всем этим миром, а зачем? Понять, как он ко всему этому относится невозможно, да и не нужно. Говорит он всегда ровным, немного скучным голосом, оказывается всегда в нужном месте в важное время, незаметными движениями подправляя все. Черномору явно симпатизирует, да и многим другим, ведь в спектакле плохих как таковых персонажей нет.
Как же завертелась эта история и о чем она. Вернемся к тому моменту, когда сердобольная мамаша взяла амулет у гадалки (конечно, это была сама Наина Аминтаевна). Еще один грех, а может и не грех, что она (мама) пичкала дочку чудесными сказками про другие миры: лучше, не то чтобы богаче, страна-то довольно богатая, а как-то упорядоченней, почище, а принцы в этих сказках обладали всеми лучшими чертами, а как они любили своих принцесс… Ну вот, все и запутала. Вот что бывает, когда за дело берутся дилетанты. Девочка, сама того не понимая, рассмотрела в странном пролетающем дяде черты сказочных героев и во время конкурса женихов (практически уже формального, потому что кандидат уже давно определен и самой Людмилой, и матерью, и компетентным жюри) тоже заметила в талантливом, правда не очень красивом (да, пожалуй, и староватом) претенденте (откуда-то из Крыма он, что ли — про себя она окрестила его Черномором) те же, не похожие на всех остальных черты.
Закон о параллельных прямых знают все со школы, и наши герои их знали. Да, они не пересекаются, если не случится чуда, но любовь… Что делать с этим чувством? Это же то, на чем строится и жизнь и сказка… Может быть все-таки попробуем, а вдруг именно у нас получится. И вы скажете: Любовь! Конечно, есть еще масса всякого разного вокруг, на чем строится сказка. И жизнь. Да. Добро и зло — как всегда. И, естественно, добро побеждает зло. Ах, если бы все так просто!
Короче, Черномор решил, что он может дать Людмиле то, чего не может дать прямолинейный, хотя и неплохой парень Руслан. А может это был простой эгоизм. Черномор и сам не знает про это, разве может человек, даже волшебник, разобраться в этом непостижимо сложном чувстве, которое движет миром, а тем более влюбленный волшебник. Он просто придумает для себя сотню убедительных причин, почему надо сделать именно так, и переубедить его никто не может, даже Боян, хотя пытался. И он увозит Людмилу, увозит красиво (см. демо-номер). А вот что делать дальше?
Людмила вообще не Татьяна Ларина (“Немного ветрена, но что же”). Ну, не может 17-летняя девушка долго грустить, а мы, мужики, кстати, других и не любим. Ей очень интересен дом Черномора. Она, конечно видела много золота, бархата, всякого такого, но здесь у него какой-то евроремонт. Просторно, вещей мало, но они такие! А Черномор, (конечно с любовью) предусмотрел кучу подарков для Людмилы на вешалках и повсюду. Пока все неплохо (“Подумала и стала кушать”). Он такой интересный, например на портрете на стенке. И прямо как в той сказке, которую я придумала. Но все неплохо лишь пока в мечтах и на расстоянии. Когда же они сталкиваются биополе в биополе, все, к сожалению встает на свои места. Да, он умный, да, он благородный, он умеет любить так, как никто не может, но молодому живому телу нужен Руслан. Или другой Руслан. Это закон жизни, а эти законы дал Некто, неизмеримо более могущественный, чем даже Боян. Его даже Боян никогда не видел. Черномору это все по статусу следовало бы понимать, но этот Некто – иррационален. Это именно он устроил все так, что у Черномора (как и всех прочих в такой же ситуации) на время отключились мозги. Но рано или поздно придется возвращаться на землю. Людмила никогда не полюбит Черномора, даже если она будет желать этого. А тогда ничего не надо. И Черномор впадает в депрессию. Его не развеивает ни визит Наины, которая продолжает плести свою интригу (важную роль она предусмотрела своему ставленнику – Фарлафу), ни верная свита – “Балалайки”. И когда бравый Руслан появляется, наконец, с полным набором бритвенных принадлежностей (его выходная ария, естественно – ария Фигаро, смесь итальянского языка с другими. Или: на экране — бегущей строке идет перевод на русский – вы догадываетесь о степени соответствия оригиналу), Черномор и не думает сопротивляться. Ему все равно.
Руслан доблестно обривает бороду Черномора (еще Финн выдал ему секрет, что вся волшебная сила Черномора – в бороде, выдал потому, что Черномор вышел из повиновения, именно так кажется на первый взгляд. А вот насчет верности Людмилы он, наоборот Руслана успокоил, так как за свою волшебную силу тот заплатил силой человеческой), но вот тут путаница начинает нарастать, что и приводит в результате к тому, что ситуация выходит из под контроля Бояна, да и тем более кого-либо еще (Наина только думает, что это все устроила она, что уж говорить про мать Людмилы). Короче, Черномор теряет волшебную силу, а вот сила человеческая неожиденно возвращается к нему. Вот это поворот! Теперь Черномор вновь соперник Руслану, смотрите, как помолодел. Это ничего, что он прикован наручником к мощной Руслановой длани, ему все равно теперь надо во дворец к Людмиле, где должны случиться финальные события.
Знал ли об этом повороте Боян или он и для него неожиданный – мы можем долго гадать, пока он держит ситуацию (или делает вид, что держит). Вообще-то давно заметно, что Боян явно симпатизирует Черномору, но и к Руслану он неплохо относится. Короче, в действие вступает новый план. Людмила, как известно, к этому моменту усыплена (кажется, опять Наиной). Разбудит же ее только поцелуем, только дома и только тот кто ее любит по-настоящему. “Кто??!!!” – Боян пожимает плечами.
Теперь можно отвлечься от главной линии и заняться остальными претендентами на руку ну и там на все остальное.
Руслан, кто он? Обычный богатырь. Немножечко качок, но вполне порядочный. Ума не палата, но через некоторое время все понимает. Совсем не лишен благородства, как, впрочем, и его соперник. С чувством юмора – похуже, из очевидных недостатков – “человек-функция” (то есть, если “восстали печенеги”, то может уйти на войну и из постели). Такие не двигают мир, но они его держат. Или поддерживают. Людмила вполне может (некоторое время) любить именно его, и это складно, логично. В том смысле, что ничего более складного из этого материала не получится.
Рогдай. Очень агрессивный, поэтому до самой смерти так ничего и не увидел. После смерти просветляется.
Фарлаф. Весь спектакль разучивает свою известную арию (предоставленную ему еще в начале Наиной для победной развязки). Правда, это постепенно вытесняет все прочие интересы, поэтому все остальное (закалывание Руслана, доставка Людмилы по месту назначения, свадьба с ней) делается походя, между делом. Короче, он становится фанатом искусства (что, хотя и смешно по жизни, но тоже в каком-то смысле достойно).
Ратмир. Не обращайте внимание на его женственность! Он не то, что вы о нем подумали. Просто очень тонкая и чувствительная натура. Такие тоже кому-то нравятся, только не Людмиле.
Князь Владимир-солнце. Киевский князь, крутой среди своих подданных, в трудной ситуации теряется. Когда сперли дочку, сразу в сердцах предложил пол-царства и отменил Руслана как мужа. Пришлось вмешиваться Бояну. В возникшей паузе (пока все усердно калькулируют новое предложение) он незаметно шепнул Владимиру, и тот поправился – обвел на карте уже не европейскую часть, а вечную мерзлоту. Что до Руслана, то все же создается впечатление, что не столько ему дорога Людмила, сколько очень уж уязвлено его самолюбие, но все же он переживает искренне.
Пока Черномор ухаживал за Людмилой, произошли следующие события. Руслан получил описанную информацию от Финна (Бояна) –II к. Агрессивный Рогдай по ошибке напал на Фарлафа, неосторожно показавшегося из рва, и если б не Наина, еще неизвестно, как мы сочиняли бы дальше сюжет. Наина же указала Рогдаю, где он найдет Руслана (и, кстати свою смерть) и занялась Фарлафом. Он, именно он получит Людмилу. А что, очень складно. Во-первых неприятность Людмиле (а зачем быть такой симпатичной и молодой), во-вторых ее мамане, Руслан тоже ни с чем. Но это все мелочи. Главное – освобождается Черномор, он, наконец поймет, что не надо строить нереальные планы, а жениться надо по рангу и в своем круге (то есть на ней). Что до Бояна, то порушить его планы – огромное удовольствие и даже честь для Наины. В общем – Шапокляк.
Т.о. план (для Фарлафа, который тут же бросился жаловаться ей) выглядит таким образом: никуда ходить не надо, надо ждать. Чтобы было не скучно, вот хорошая ария, ее надо выучить к тому моменту, когда понаедет телевидение. Руслан сам придет в руки, закалываем, берем амулет и спящую Людмилу и едем домой будить ее поцелуем и жениться. Кстати, с точки зрения Фарлафа, план вполне гуманный. Конечно, надо прирезать Руслана, но ведь тот тоже не агнец. И не забудьте, искусство требует жертв. А себя надо принести в жертву или кого другого – это вообще многие путают.
Далее – неизвестно откуда взявшийся Рогдай (он всегда выбегает одинаково и с одним и тем же текстом: “Убью, преграды все разрушу…”) нападает на Руслана, находит свою смерть (он бросил его в озеро, а Рогдай тяжело вооружен – бульк – и нету Рогдая) – и вдруг просветляется (эта, первая в его жизни остановка позволила ему увидеть красоту, на прощанье он исполняет очень красивый романс “Ты видел деву на скале?” – это про русалочку, которая уводит его в другой мир). Кстати, его роль на этом не закончена, отныне он уже в светлом, хотя и потустороннем образе будет сопровождать и охранять Руслана.
Дальше – встреча с Головой. Уже описанная ранее Голова состоит из семи рэпующих синхронно человек, которые являются ее частями (рисунки на майках или даже скорее всего куски материи или реквизита в руках). Сама Голова тоже обладает руками (естественно, с растопыренными пальцами), которые сердобольный брат все же оставил ей, они ей пригодятся во время рэпа (ее людские части, т.е. шесть нижеупомянутых друзей, кстати, увлекшись, бросают в 3‑ем куплете реквизит и тоже рэпуют руками), да и вообще она не может не сопровождать известными жестами свои слова. Она рассказывает трогательную историю:
Нас было восемь: Рома, Зубастик,
Серега беспалый, Ларка-редиска,
Сёма, Патлатый, братан мой и я –
Мы были вместе – дружная семья. (…)
…из которой ясно (если абстрагироваться от точки зрения Головы), что у даже интеллигентного Черномора не оставалось выхода, кроме как положить всех семерых.
3‑й куплет: Нас стало четверо: Серега беспалый,
Сёма, Патлатый, братан мой и я –
Я – не братан мой, не буду парить:
Были проблемы, но в целом мы — семья. (…)
4‑й куплет: Нас было двое: братан мой и я –
Но все же мы были дружная семья. (…)
В конце Голова дает Руслану бритвенные принадлежности. “А меч-кладенец?” – Руслан все же немного прямолинеен – Голова балдеет от него (цыкает, вздыхает, качает головой, от чего Руслана сдувает и шатает).
На этом заканчивается первое действие.
II действие
Второе действие начнем от момента, когда несчастный Черномор обрит и закован в наручники добросовестным Русланом. Появившийся Финн (только Черномор знает, что это Боян) объявляет новый план. Жалко только, что первый же привал герои делают в злополучном месте, где притаился наш Народный Артист. И, естественно, как только все заснули, он, доучивая действительно трудную арию (совершенно поглощен этим процессом), по знаку Наины между делом берет амулет, Людмилу и отправляется за сцену. Наина делает ему обидный для его умственных способностей жест. “Ах, да” – он возвращается, быстренько закалывает Руслана, берет амулет и уходит, продолжая работу над дикцией. (Кажется, дух Рогдая пытался задержать его руку, но, Фарлаф проходит сквозь лазерный луч, которым стал Рогдай).
Рассмотрим ситуацию, как она выглядит сейчас. Для кого попустили такое развитие событий? Черномору это совсем неплохо: он снова мужик, он любит Людмилу, Фарлаф ему не соперник даже в вокале, остается только поцеловать Людмилу при родителях (про амулет он не знает, а знает ли про него Боян?). Наина тоже думает, что работает ее план. Глупые мама с папой будут счастливы при любом спасителе. Жалко только подставленного Руслана.
Следующий ход. Появляется Боян. “Ну как тебе человеком?” – Свои преимущества, знаешь ли, свои недостатки”. Боян приготовил ему еще один апперкот: “А знаешь, тебе придется оживить Руслана”. — “Боюсь, что теперь это не ко мне – я просто человек!” (кстати, Черномор стал заметно эмоциональней). Боян качает головой не то с осуждением, не то отрицательно, не то с сомнением. Ведь даже добросовестный Руслан не может сразу сделать человека лысым – Боян, от внимания которого не ускользает ничего, показывает сразу два волоска: один спрятался за ухом, другой торчит из носа”. “А кстати, зачем мне это?”- “А вот это тебе следовало бы знать: только человек может оживить человека”. – “А я, кто я?” — Боян промолчал.
Черномор – в противоречиях: два чуда это не то, что целая борода, но расставаться с последним, может быть мучительней, чем с большим состоянием. И все же Черномор делает это. Почему? Во-первых он благороден. Во-вторых он хочет верить в то, что он – человек и готов проверить силу своей любви. Ведь если ее нет такой, какой она представляется ему, ничего не надо. Честно победить Руслана, а не обыграть глупого Фарлафа с Наиной – вот что нужно ему. Он жестом вызывает дух Рогдая и тот приносит ему живую воду. Черномор склоняется над телом Руслана (не обходится и без современной техники: лазеры, компьютеры, отсканированнное тело над реальным Русланом и т.д.).
Теперь они проходят мимо Головы. Они уже друзья-соперники. Руслан тоже благороден, он все понял. Наручник соединяет их скорее символически, они идут, дружески беседуя. С ними дух Рогдая. Но недалекая Голова понимает это по-своему. Увидев обритого и в наручниках Черномора, она хохочет и умирает от радости (потом только выясняется, что она просто хлопнулась в обморок — как девушка, впрочем, каких только чувств не испытаешь, если ждешь этого так долго). Узнав о цели путешествия и Голова тоже увязывается за всеми целовать Людмилу. Она едет на инвалидной тележке, отталкиваясь руками. (Где-то и как-то должен приблудиться и Ратмир – “мы длинной вереницей идем за Синей Птицей”).
Финал. Обстановка праздника. Собрались все, как в первой картине. Сначала появляется под аплодисменты Фарлаф со спящей Людмилой. Потом шествуют (без паузы) и раскланиваются Ратмир (вообще все это напоминает открытие олимпиады), дух Рогдая, Голова (аплодисменты нарастают). Когда входят Руслан с Черномором, зал взрывается долгой непрекращающейся овацией. Вся компания, собравшись в центре также аплодирует над головой собравшейся публике. Кто-то говорит по мобильнику, кто-то снимает на камеру, кто-то прыгает перед объективом. Сзади на табло – крупно лица наших героев, лучшие кадры из спектакля и т.д. Музыка кончается, остается овация, минуты две. Про Людмилу все забыли. Выходит и говорит речь в микрофон Владимир. Бестолково и сбивчиво желает всем в микрофон счастья и любви мама. Наконец исполняет арию Фарлаф (на самом деле все-таки он переволновался, поэтому арию поет реальный бас, а на Фарлафе – мимика и жест). (Или с арии начинается финал, точнее – с ее конца. Ратмир танцует. И т.д. Шоу!
Не принимают участия в празднике только Черномор и Руслан. Им не удается остановить праздник и привлечь внимание к спящей Людмиле обычными средствами. Тогда Черномор медленно гасит свет. В соответствии с этим шум в течение примерно минуты затихает. В центре в ярком луче прожектора Людмила. Перед ней претенденты. Сейчас они будут “бить пенальти”. Тишина.
Первым выходит Ратмир. Он нежно целует Людмилу (в каждом поцелуе надо выразить весь характер персонажа. С неба в зал падают миллионы лепестков роз, но Людмила не пошевелилась.
Дальше деловито к телу подходит отец. После сухого поцелуя лишь писк завязки микрофона.
Мама, нежная мама целует дочь, но …
Поцелуй духа Рогдая, все семь частей Головы тоже отцеловались. (как всегда, к удовольствию трибун, выбежал кто-то из публики и тоже приложился. Полиция, как всегда, безжалостно и доблестно заламывает ему руки, когда это уже совершенно неактуально). Претендентов все меньше. Остались лишь Руслан, Черномор и где-то в сторонке Фарлаф.
Выход Руслана. Он так сильно (и прямолинейно) стискивает Людмилу, как любит ее (а м.б. это — последнее мощное усилие Бояна вернуть все на правильный путь) что в конце концов лопается прожектор осветителя. Некоторая заминка, непонятно, накладка ли это или так задумано. Актеры на сцене даже закуривают и снимают неудобные части костюмов. Боян махнул рукой и покинул всех прямо через зал (или гораздо раньше??).
Свет снова подают на сцену, пришло время Черномора (про Фарлафа все как-то забыли). Его, Черномора, сомнения легко понять: есть еще один волшебный шанс, не воспользоваться ли им? Нет. Нет-нет. Зачем? Один раз мы это уже проходили, глупо даже для гораздо менее проницательного человека, чем Черномор второй раз влезать в эту холодную воду. Надо быть честным и с собой, и с Людмилой, и с Русланом. Со всеми. Да или нет. Или любовь сама совершит это чудо или не надо этого совсем. Сейчас или никогда.
Под чудесную музыку, не оставляющей сомнения в его чувстве, он подходит, целует спящую. О чудо, Людмила пошевельнулась. Но не проснулась! И вот тут всеобщее замешательство. А на сцену уже выходит Фарлаф с амулетом. Наина торжествует. Мать падает в обморок.
Этого тупика, надеемся, не мог предусмотреть никто. Жизнь опять оказалась прозаичнее и непредсказуемей, чем мы думали о ней. “Обыкновенное отсутствие чуда”.
И в чем же тогда мораль ситуации и всей пьесы, спросите вы — как вы ее понимаете? Мы думаем так (ну, а вы, конечно, можете думать по своему): мечтать можно и нужно, но потом все-таки надо, да, все-таки надо возвращаться на землю и заниматься иногда утомительной, иногда рутинной, но необходимой работой, что, кстати, и будет держать мир. В жизни есть место и подвигу, и жертве, и чуду (только не надо часто). И повседневному, Кем-то предусмотренному, ходу событий. Иначе говоря – счастье (пусть и простое, пусть и не пафосное, и не чудесное) также возможно, когда всяк на своем месте.
А если кому-то больше нравится так (или кажется честнее) — опять все осталось без ответа.
Однако пришло время действовать Черномору. Бояна уже нет, нет и других сильных, могущих сделать что-либо в этой безнадежной ситуации. Он, Черномор, должен спасти ситуацию, которую, кстати, сам и создал (хотя на самом деле – все понемножку). И в свете прожектора он расстается со своим последним волосом (вот для чего был оставлен он все знающим режиссером, а может просто так сложилось). Но в любом случае седой волос (он хорошо виден в луче прожектора) долго вьется и кружит в столбе света. А на сцене происходит последнее за этот спектакль чудо.
Огромный перекидной календарь из 2‑ой картины (он всегда показывает ход времени) начинает крутиться назад, сцены из спектакля отыгрываются в обратном порядке и в обратную сторону, и вот мы снова попадаем в момент похищения Людмилы. Снова Черномор за белым роялем, снова мы слушаем прекрасную мелодию Глинки и стихи Пушкина (в нашей неплохой аранжировке). И рояль с Черномором начинает медленно отъезжать. Но на этот раз он уезжает один, без Людмилы, и ввысь.
Яркий свет. Поклоны. Снова звучит увертюра к “Руслану”, но на этот раз в оригинальном симфоническом варианте (может быть в том смысле, что ребята, не надо ничего менять, хотя мы, авторы, так не думаем). Все могло бы завершиться в обстановке праздника, но когда все цветы уже подарены и публика направилась в гардероб, свет медленно притухает и в полутьме откуда-то сверху звучит ностальгическая песня под гитару. Это голос Черномора поет:
“Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она Вас больше не тревожит –
Я не хочу печалить Вас ничем.”
Под эту песню публика одевается в фойе, выходит на улицу, где и видит улетающего в небо лазерного Белого Черномора за белым роялем.