Либретто целиком:

1 ДЕЙСТВИЕ

Интро­дук­ция 

 

№1 “Хор 1: Два бра­та” .….….….….….….….….….….….….….….….….….
               “Слу­шай­те, смот­ри­те!
                Радуй­тесь, печаль­тесь,
                Думай­те, люди, думай­те…” — вры­ва­ют­ся воз­гла­сы хора и всту­пи­тель­ные фан­фа­ры в зри­тель­ный зал. Свет в зале посте­пен­но мерк­нет, а тем вре­ме­нем хор, неви­ди­мый зри­те­лю в былин­ном клю­че рас­ска­зы­ва­ет ста­рин­ную леген­ду о двух назван­ных бра­тьях, Иване и Пет­ре, жив­ших душа в душу, рас­сказ сопро­вож­да­ет­ся сти­ли­зо­ван­ны­ми гра­вю­ра­ми на зад­ни­ке. Но “как выпа­ла Ива­ну боль­шая честь от коро­ля, не снес того Пет­ро и зата­ил глу­бо­ко на душе месть”. Послед­няя из гра­вюр ожи­ва­ет, и на сцене начи­на­ет­ся балет:

пол­ный текст:  
       Слу­шай­те, смот­ри­те, радуй­тесь, печаль­тесь!.. Думай­те, люди, думай­те: хоть и ста­ра эта леген­да про уда­лых дедов наших, про их любовь и вер­ность, про то зло­дей­ство, что без меры, про то, как зло­дею не уйти от кары, про то, как «…за пана Сте­па­на, кня­зя Сед­ми­град­ско­го, жило два коза­ка: Иван да Пет­ро. Жили они так, как брат с бра­том. «Гля­ди, Иван, всё, что ни добу­дешь,— всё попо­лам. Когда кому весе­лье — весе­лье и дру­го­му; когда кому горе — горе и обо­им; когда кому добы­ча — попо­лам добы­чу; когда кто в полон попа­дет — дру­гой про­дай всё и дай выкуп, а не то сам сту­пай в полон».

                               * * * 

       Вое­вал король Сте­пан с тур­чи­ном. Уже три неде­ли вою­ет он с тур­чи­ном, а всё никак не может его выгнать. Вот объ­явил король Сте­пан, что если сыщет­ся смель­чак и при­ве­дет к нему пашу живо­го или мерт­во­го, даст ему одно­му столь­ко жало­ва­нья, сколь­ко дает на всё вой­ско. «Пой­дем, брат, ловить пашу!» — ска­зал брат Иван Пет­ру. И поеха­ли коза­ки, один в одну сто­ро­ну, дру­гой в дру­гую.

                               * * * 

       Пой­мал ли бы еще, или не пой­мал Пет­ро, а уже Иван ведет пашу арка­ном за шею к само­му коро­лю. «Бра­вый моло­дец!» — ска­зал король Сте­пан и при­ка­зал выдать ему одно­му такое жало­ва­нье, какое всё вой­ско полу­ча­ет. Как полу­чил Иван жало­ва­нье, в тот же день раз­де­лил всё поров­ну меж­ду собою и Пет­ром. Взял Пет­ро поло­ви­ну жало­ва­нья, но не мог вынесть того, что Иван полу­чил такую честь от коро­ля, и зата­ил глу­бо­ко на душе месть.

                               * * * 

===============================================================

1 КАРТИНА. “Кол­дун”  

№2 “Сва­дьба” .….….….….….….….….….….….….….…..
        “Шумит, гре­мит конец Кие­ва”: это в самом раз­га­ре раз­гуль­ная козац­кая сва­дьба. Ска­зать, что гости весе­лы и пья­ны — все рав­но, что ниче­го не ска­зать. Тол­па с готов­но­стью захо­дит­ся на каж­дую шут­ку весе­ло­го коза­ка, кото­рый, похо­же, сде­лал­ся уже все­об­щим любим­цем. Гости пля­шут до упа­ду — в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва и, когда в кон­це раз­гул пере­хо­дит в экс­таз и пля­шу­щие гости в изне­мо­же­нии рух­ну­ли на зем­лю.

 №3 “Дуэт Дани­лы и Кате­ри­ны” .….….….….….….….….….….….…  
     … мы видим Дани­лу и Кате­ри­ну, кото­рым суж­де­но стать геро­я­ми этой леген­ды — гас­ну­щий стоп-кадр сва­дьбы высве­чи­ва­ет их дуэт. И здесь, сре­ди раз­гуль­но­го весе­лья (кото­рое про­дол­жа­ет­ся как бы за кад­ром: в замед­лен­ном дви­же­нии и в полу­тьме) они суще­ству­ют лишь друг для дру­га. Их дуэт испол­нен кра­со­ты и досто­ин­ства. Но стран­ная печать обре­чен­но­сти лежит на геро­ях, все вре­мя про­све­чи­вая сквозь види­мое бла­го­по­лу­чие. 

№4 “Обряд и пре­вра­ще­ние” .….….….….….….….….….….….….…..   
     Но вот сва­дьба ожи­ва­ет, и мы сно­ва со все­ми наблю­да­ем, как появ­ля­ет­ся сва­деб­ный кор­теж, кото­рый ведет жени­ха (их па поче­му-то напо­ми­на­ет нам извест­ное: “шаг впе­ред, два шага назад”). Вто­рой, с ико­на­ми, выхо­дит из церк­ви, ведя неве­сту. Все чин­но, кра­си­во, толь­ко стран­но, что когда свя­тые ико­ны про­плы­ва­ют мимо весе­ло­го каза­ка, ему ста­но­вит­ся как-то неуют­но — он замет­но муча­ет­ся от это­го. Теперь оба кор­те­жа ходят через всю сце­ну вме­сте. пере­се­ка­ясь, про­хо­дя один сквозь дру­гой и вот, когда цере­мо­ния дости­га­ет куль­ми­на­ции, и еса­ул, под­няв ико­ну, соби­ра­ет­ся бла­го­сло­вить моло­дых, вдруг все вокруг при­хо­дит в стран­ное дви­же­ние. Тем­не­ет, зага­доч­ные бли­ки све­та и тени начи­на­ют метать­ся по сцене. Тол­па пятит­ся от сто­я­ще­го в цен­тре шут­ни­ка-коза­ка: Его лицо на гла­зах пре­об­ра­жа­ет­ся: “вырас­та­ет нос и накло­ня­ет­ся набок, вме­сто карих запры­га­ли зеле­ные очи, как копье, изо рта выбе­га­ет клык”. В насту­пив­шей полу­тьме, на весь зад­ник, за спи­ной у него вырас­та­ет урод­ли­вая тень гор­бу­на. Тень пре­вра­ща­ет­ся в его нечи­стое воин­ство, оно мед­лен­но напол­за­ет на застыв­ших в ужа­се коза­ков. Народ, сбив­ший­ся в куч­ку посре­ди сце­ны, пыта­ет­ся при­крыть­ся от тем­ных сил свя­ты­ми ико­на­ми. Кол­дун и его воин­ство, про­па­да­ют так же вне­зап­но и бес­шум­но, как и появи­лись: сле­ва, спра­ва, сза­ди, вез­де.

 №5 “Заклю­чи­тель­ная стрет­та” .….….….….….….….….….….….….….
       Не сра­зу про­хо­дит оце­пе­не­ние, но посте­пен­но народ успо­ка­и­ва­ют­ся, и, груп­па за груп­пой, коза­ки, забы­вая о про­ис­шед­шем, воз­вра­ща­ют­ся к весе­лью. Сва­дьба про­дол­жа­ет­ся.

===============================================================

Просце­ни­ум 

 №6 “Ноч­ной Днепр” .….….….….….….….….….….….….….….….….…..
        Днепр ночью. Сон­ные, коза­ки с Дани­лой и Кате­ри­ной воз­вра­ща­ют­ся домой, плы­вя по сереб­ри­сто­му от лун­но­го све­та Дне­пру. “Нежась и при­жи­ма­ясь бли­же к бере­гам от ноч­но­го холо­да, дает он сам по себе сереб­ря­ную струю; и она вспы­хи­ва­ет, буд­то поло­са длин­ной ста­ли, а он, синий, сно­ва заснул; звез­ды горят и све­тят над миром, и все разом отда­ют­ся в Дне­пре. И нет реки, рав­ной ему в мире!” (здесь и даль­ше Днепр и про­чие пей­за­жи под­ра­зу­ме­ва­ют пла­сти­че­ское реше­ние, под­чер­ки­вая нераз­дель­ность и оду­шев­лен­ность всей при­ро­ды и нераз­рыв­ность все­го про­ис­хо­дя­ще­го). Коза­ки про­плы­ва­ют леса. По пре­да­нию “те леса — не леса: то воло­сы, порос­шие на кос­ма­той голо­ве лес­но­го деда”. Спо­ко­ен и пре­кра­сен Днепр. Но что за сто­ны доно­сят­ся с бере­га? Все вокруг заше­ве­ли­лось, все ста­но­вит­ся измен­чи­во, и не пой­мешь, не то клад­би­щен­ские кре­сты кача­ют­ся, не то дере­вья сто­нут, не то под­ни­ма­ют­ся из зем­ли про­стер­тые вверх руки мерт­ве­цов. Дани­ло чув­ству­ет, чьи это коз­ни, и он кля­нет­ся изба­вить народ от зло­дея-кол­ду­на.

===============================================================

2 КАРТИНА. “Ссо­ра”  

№7 “Колы­бель­ная” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…
       Хата Дани­лы. Кате­ри­на баю­ка­ет мла­ден­ца. Все здесь про­ник­ну­то любо­вью и тихим семей­ным сча­стьем. Но, увы, чув­ству­ет­ся, что это не надол­го и не к доб­ру. В две­рях появ­ля­ет­ся отец Кате­ри­ны, …

 №8 “Ссо­ра и три вари­а­ции” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…
       …он вры­ва­ет­ся в хату и с ходу зате­ва­ет с ней ссо­ру. По харак­тер­ным мане­рам, пла­сти­че­ско­му свое­об­ра­зию мы можем дога­дать­ся, что это тот же кол­дун. Недол­го ждать и реак­ции Дани­лы: он здесь хозя­ин и не поз­во­лит нико­му оби¬жать свою жену: его гроз­ная фигу­ра вырас­та­ет меж­ду отцом и доче­рью. Дол­го ли ссо­ре пере­ра­с­ти в дра­ку, а дра­ке — в нешу­точ­ный бой: бой не до кро­ви, а насмерть, тем более, что уже с пер­во­го дви­же­ния вид­на их нескры­ва­е­мая непри­язнь. Разъ­ярен­ные, отец и Дани­ло гото­вы бро­сит­ся друг на дру­га. Эту мизан­сце­ну (как и в 1 кар­тине) фик­си­ру­ет стоп-кадр и сле­ду­ют 3 моно­ло­га (каж­дый выра­жа­ет свое состо­я­ние, воз­вра­ща­ясь в кон­це в пер­во­на­чаль­ную позу): — Кате­ри­на в смя­те­нии мечет­ся меж­ду Дани­лой, отцом, мла­ден­цем, пыта­ясь пога­сить назрев­шую ссо­ру. — Дани­ло: “Нет, у него не козац­кое серд­це! Козац­кие серд­ца, когда встре­тят­ся где, как не выбьют­ся из гру­ди друг дру­гу навстре­чу”. — Отец-кол­дун полон нена­ви­сти к Дани­ле, а чув­ства, выка­зы­ва­е­мые им по отно­ше­нию к доче­ри явно не отцов­ские. Но вот все на местах, стоп кадр ожи­ва­ет, и сей­час что-то будет… 

 №9 “Дра­ка” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…..
       И похо­же уже, что в этот несчаст­ли­вый день суж­де­но Кате­рине остать­ся либо сиро­той, либо вдо­вой, но отча­ян­но кида­ет­ся она меж­ду деру­щи­ми­ся, …

 №10 “Моль­ба Кате­ри­ны и при­ми­ре­ние” .….….….….….….….….….….….
        … и ее страст­ная моль­ба забыть рас­прю, забыть не ради нее, но ради мало­го сына, каза­лось, дости­га­ет цели: хоть и дол­го, и с тру­дом, побуж­да­е­мые Кате­ри­ной, дви­жут­ся Дани­ло и отец через всю сце­ну навстре­чу друг дру­гу, но нако­нец, в цен­тре, они пода­ют друг дру­гу руки — мы видим кар­ти­ну слож­но­го, но все же согла­сия. И все же в самом кон­це неуло­ви­мое дви­же­ние — и ясно: миру меж­ду ними не бывать.

 ===============================================================

Просце­ни­ум 

№11  “Высле­жи­ва­ние кол­ду­на” .….….….….….….….….….….….….….….…
       Отец кра­дет­ся куда-то. Дани­ло и его дру­зья, скры­ва­ясь, тай­но пре­сле­ду­ют его. И вот уже отец в раз­ру­шен­ном зам­ке. За спи­ной у него вырас­та­ет урод­ли­вая тень гор­бу­на. Ста­ло ясно то, о чем мож­но было дога­дать­ся и ранее: отец — это кол­дун, …

 ===============================================================

3 КАРТИНА. “Кол­дов­ство” 

№12 “Кол­дов­ство (вальс)” .….….….….….….….….….….….….
        …никем не заме­чен­ный, про­ник сюда и Дани­ло. Вся сце­на охва­че­на завих­ре­ни­я­ми стран­но­го при­зрач­но­го валь­са (по музы­ке слыш­но, что по сцене и над ней сколь­зят три раз­ных валь­са в раз­ных тем­пах: это очень мед­лен­ный вальс, обыч­ный и вих­ре­вой). Чер­ный дири­жер их — кол­дун.

№13 “Вызов души Кате­ри­ны, вос­по­ми­на­ние о дет­стве” .….….….….….…
       Но вот танец стих, кол­дун начи­на­ет воро­жить. Воз­ни­ка­ет зыб­кое обла­ко, кото­рое посте­пен­но при­ни­ма­ет очер­та­ния Кате­ри­ны — это ее душа, вызван­ная кол­ду­ном. “Где ты была?” — вопро­ша­ет отец. Душа Кате­ри­ны рас­ска­зы­ва­ет ему о сво­ем без­мя­теж­ном дет­стве, …

 №14 “Вос­по­ми­на­ние о мате­ри, убий­ство” .….….….….….….….….….….……
       … о встре­че с духом дав­но умер­шей мате­ри. Но вдруг душе Кате­ри­ны ста­но­вит­ся явным свер­шив­ше­е­ся неко­гда зло­де­я­ние: с ужа­сом видит она, как кол­дун убил свою жену.

 №15 “Пре­сле­до­ва­ния кол­ду­на” .….….….….….….….….….….….….….….….….
       Но кол­ду­на это нисколь­ко не сму­ща­ет, сей­час его цель: дочь-любов­ни­ца. Он и все его нечи­стое воин­ство пре­сле­ду­ет Кате­ри­ну. Она молит о поща­де — бес­по­лез­но. В отча­я­нии она взы­ва­ет к Дани­ле и… неожи­дан­но их взо­ры встре­ча­ют­ся. Заме­ча­ет Дани­лу и кол­дун. Нечисть угро­жа­ю­ще сгу­ща­ет­ся вокруг коза­ка. Дани­ло, не выдер­жав все­го пере­жи­то­го опро­ме­тью кида­ет­ся к выхо­ду.

 ===============================================================

Просце­ни­ум

 №16 “Бег­ство Дани­лы” .….….….….….….….….….….….….….….….….….……        
        Не раз­би­рая доро­ги, несет­ся Дани­ло и его дру­зья, пре­сле­ду­е­мые кол­ду­ном и нечи­стью. Но вдруг: вне­зап­ная оста­нов­ка, рез­кий пово­рот — и вот уже кол­дун под пятой у Дани­лы.

 ===============================================================

4 КАРТИНА ” Выбор” 

 №17 “При­ко­ван­ный кол­дун” .….….….….….….….….….….….….….….….….…
        Кол­дун при­ко­ван к стене в под­ва­ле: его ждет неми­ну­е­мая казнь. Он мечет­ся в бес­силь­ной яро­сти.

 №18 “Диа­лог и осво­бож­де­ние кол­ду­на” .….….….….….….….….….….….….
       Вда­ли появ­ля­ет­ся фигу­ра Кате­ри­ны. Кол­дун замер, это его послед­ний шанс: он про¬бует заво­ро­жить дочь. И, слов­но вле­ко­мая неве­до­мой силой, она при­бли­жа­ет­ся к отцу, и вот уже они лицом к лицу. Кол­дун молит ее о поща­де, и душа Кате­ри­ны раз­ры­ва­ет­ся от мучи­тель­ной борь­бы меж­ду дочер­ним чув­ством, вер­но­стью мужу, дол­гом перед наро­дом и состра­да­ни­ем к греш­ни­ку. Все же Кате­ри­на не верит искрен­но­сти рас­ка­я­ния. Но вот раз­да­ют­ся зву­ки коло­ко­ла. Кол­дун пони­ма­ет, что это про­бил час рас­пла­ты. На зад­нем плане бес­ко­неч­ной чере­дой про­хо­дит про­цес­сия схим­ни­ков. Кол­дун рвет­ся уйти за ними, кажет­ся, что перед лицом смер­ти рас­ка­я­ние его искренне, и он хочет замо­лить свои несчет­ные гре­хи. Про­цес­сия про­па­да­ет. Кате­ри­на и отец вдво­ем. Для Кате­ри­ны настал момент выбо­ра. Как толь­ко она при­ка­са­ет­ся к цепям, дви­же­ния при­ро­ды, сопро­вож­да­е­мые уже зна­ко­мы­ми ей сто­на­ми при­во­дят ее в нере­ши­тель­ность. Но, после секунд­но­го коле­ба­ния, она реша­ет­ся пове­рить в искрен­ность рас­ка­я­ния. Реши­тель­ным дви­же­ни­ем она осво­бож­да­ет отца. Но лишь толь­ко упа­ли цепи, по пер­вым же дви­же­ни­ям кол­ду­на ясно: рас­ка­я­нию не бывать. Косы­ми прыж­ка­ми он поки­да­ет сце­ну.

 №19 “Смя­те­ние Кате­ри­ны и финал” .….….….….….….….….….….….….….….
       Кате­ри­на мечет­ся в отча­я­нии, но позд­но: кол­дун уже дале­ко. На ее отча­ян­ные воз­гла­сы при­бе­га­ют коза­ки. Груп­па за груп­пой муж­чи­ны, жен­щи­ны вры­ва­ют­ся, запол­няя сце­ну. Дани­ло вне себя, сре­ди все­об­ще­го смя­те­ния, он повто­ря­ет свою клят­ву, но теперь он кля­нет­ся ото­мстить еще и пре­да­те­лю, осво­бо­див­ше­му его вра­га. В этой позе — позе клят­вы о мести и засти­га­ет его стоп-кадр, зна­ме­ну­ю­щий конец дей­ствия, …

 ===============================================================

Заклю­че­ние

 №20 “Хор 2: Зло­дей­ство Ива­на” .….….….….….….….….….….….….….….….……
        … а неви­ди­мый хор тем вре­ме­нем про­дол­жа­ет неспеш­ное повест­во­ва­ние про бра­тьев: Ива­на да Пет­ра, яро то, как Пет­ро, выждав злую мину­ту, столк­нул сво­е­го бра­та в без­дон­ный про­вал в горах. Так свер­шил Пет­ро свою под­лую месть.

 пол­ный текст :
        Как полу­чил Иван жало­ва­нье от коро­ля, в тот же день раз­де­лил всё поров­ну меж­ду собою и Пет­ром. Еха­ли Иван да Пет­ро на жало­ван­ную коро­лем зем­лю, за Кар­пат. Поса­дил козак Иван с собою на коня сво­е­го сына, при­вя­зав его к себе. Уже наста­ли сумер­ки — они всё едут. Мла­де­нец заснул, стал дре­мать и сам Иван. Не дрем­ли, козак, по горам доро­ги опас­ные!.. Но у коза­ка такой конь, что сам вез­де зна­ет доро­гу и не осту­пит­ся. Есть меж­ду гора­ми про­вал, в про¬вале дна никто не видал; сколь­ко от зем­ли до неба, столь­ко до дна того про­ва­ла. По над самым про­ва­лом доро­га — два чело­ве­ка еще могут про­ехать, а трое ни за что. Стал береж­но сту­пать конь с дре­мав­шим коза­ком. Рядом ехал Пет­ро, весь дро­жал и при­та­ил дух от радо­сти. Огля­нул­ся и толк­нул назван­но­го бра­та в про­вал. И конь с коза­ком и мла­ден­цем поле­тел в про­вал.
       За пана Сте­па­на, кня­зя Сед­ми­град­ско­го, жило два коза­ка: Иван да Пет­ро. Жили они так, как брат с бра­том и дели­ли все, что ни добу­дут попо­лам. А толь­ко раз Пет­ро взя­ла зависть и зата­ил он глу­бо­ко на душе тай­ную зло­бу. И свер­шил Пет­ро свою под­лую, бес­по­щад­ную, злую-лютую, без­об­раз­ную, неви­дан­ную, непро­щен­ную месть.

* * *

* * *

 2 ДЕЙСТВИЕ

Интро­дук­ция 

 №21 “Хор 3: Зло­дей­ство Ива­на (про­дол­же­ние)” .….….….….….….….….….….….….….……
       Вновь зву­чат всту­пи­тель­ные фан­фа­ры, и хор про­дол­жа­ет леген­ду. Уда­лось — таки Ива­ну излов­чить­ся, падая, и ухва­тить­ся за сук. стал он караб­кать­ся наверх, а сын его был при­вя­зан у него за пле­ча­ми. Но что он видит, добрав­шись довер­ху: его назван­ный брат Пет­ро наста­вил пику, чтоб столк­нуть его назад! Не зна­ет, как верить сво­им гла­зам козак, не может понять, как Пет­ро решил­ся на такое, но молит поща­ды он не себе, а сво­е­му мало­му сыну: “Чем мла­де­нец без­вин­ный вино­ват, что­бы ему про­пасть такою лютой смер­тию?!” Засме­ял­ся Пет­ро и столк­нул назван­но­го бра­та с мла­ден­цем в про­вал. Воз­вра­тил­ся Пет­ро домой, забрал себе доб­ро бра­та и стал жить как паша.

пол­ный текст:  
       Слу­шай­те, смот­ри­те, радуй­тесь, печаль­тесь!.. Думай­те, люди, думай­те… Про­дол­жа­ем сказ про то, как за пана Сте­па­на, жило два коза­ка: Иван да Пет­ро. Жили они так, как брат с бра­том. Но раз слу­чи­лось Ива­ну полу­чить боль­шую честь от коро­ля. Не снес того Пет­ро и зата­ил глу­бо­ко на душе чер­ную зло­бу. коро­лем зем­лю за Кар­пат, выждал Пет­ро злую мину­ту и столк­нул назван­но­го бра­та с мла­ден­цем и конем в про­вал. Ухва­тил­ся, одна­ко ж, козак за сук, и один толь­ко конь поле­тел на дно. Стал он караб­кать­ся, с сыном за пле­ча­ми, вверх; немно­го уже не добрал­ся, под­нял гла­за и уви­дел, что Пет­ро наста­вил пику, что­бы столк¬нуть его назад. «Боже ты мой пра­вед­ный, луч­ше б мне не поды­мать глаз, чем видеть, как род­ной брат настав¬ляет пику столк­нуть меня назад. Брат мой милый! коли меня пикой, когда уже мне так напи­са­но на роду, но возь­ми сына! чем без­вин­ный мла­де­нец вино­ват, что­бы ему про­пасть такою лютою смер­тью?» Засме­ял­ся Пет­ро и толк­нул его в про­вал, и козак с мла­ден­цем поле¬тел на дно. Забрал себе Пет­ро всё доб­ро и стал жить, как паша. Табу­нов ни у кого таких не было, как у Пет­ра. Овец и бара­нов нигде столь­ко не было. Так свер­шил Пет­ро свою под­лую непро­щен­ную месть.

 * * *

 ===============================================================

5 КАРТИНА “Смерть Дани­лы”

 №22 “Появ­ле­ние кол­ду­на, Дани­лы, воин­ства кол­ду­на” .….….….….….….….….….….….…..

       Кол­дун сно­ва кра­дет­ся по сво­им нечи­стым делам, но перед ним, как сте­на, вста­ет Дани­ло. По взма­ху руки Кол­ду­на его воин­ство “буд­то упав­ший осе­нью лист, усе­я­ло собой гору”. Зовет свою дру­жи­ну и Дани­ло, …

 №23 “Бит­ва” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….……
        … раз­го­ра­ет­ся бит­ва. При­зрач­ные тени лета­ют по воз­ду­ху и носят­ся по сцене. Все сме­ша­лось, и непо­нят­но, то ли вой­ско Дани­лы бьет­ся с при­зра­ка­ми, то ли вол­ны Дне­пра вою­ют с тем­ным лесом на бере­гу. Пре­да­тель­ский удар кол­ду­на — и в про­ти­во­по­лож­ном углу сце­ны пада­ет сра­жен­ный Дани­ло. Баг­ро­вы­ми ста­но­вят­ся воды Дне­пра — свер­ши­лось еще одно зло­де­я­ние. Леде­ня­щие душу сто­ны доно­сят­ся до слу­ха, Вет­ви, как руки мерт­ве­цов, тянут­ся схва­тить кол­ду­на, но обо­рот­ня уже нет на месте пре­ступ­ле­ния.

 №24 “Pieta над Дани­лой” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…..
       Кате­ри­на бро­са­ет­ся к повер­жен­но­му коза­ку. Вихрь бит­вы еще без­звуч­но бушу­ет вокруг, посте­пен­но уно­сясь вдаль, но ни Дани­ло, ни Кате­ри­на это­го не видят. Послед­ние мину­ты они вме­сте, и Дани­ло уми­ра­ет у нее на руках (этот дуэт явля­ет­ся отоб­ра­же­ни­ем пер­во­го дуэ­та: роли муж­чи­ны и жен­щи­ны здесь зер­каль­но поме­ня­лись).

=============================================================== 

Просце­ни­ум. (Интер­ме­дия “Чуден Днепр”)

 №25 Интер­ме­дия “Чуден Днепр” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…
        Вновь — кар­ти­ны Дне­пра: “Чуден Днепр при тихой пого­де… Гля­дишь — и не зна­ешь, идет или не идет его вели­ча­вая шири­на”. “Чуден Днепр и при теп­лой лет­ней ночи, (…) когда дает он сам по себе сереб­ря­ную струю, а от ризы сып­лют­ся звез­ды”. “Но когда пой­дут гора­ми по небу синие тучи, стра­шен тогда Днепр. Кто осме­лит­ся гулять в то вре­мя?” Это про­би­ра­ет­ся в раз­ва­ли­ны зам­ка кол­дун.

 ===============================================================

6 КАРТИНА “Явле­ние” 

№26 “Вызов души Кате­ри­ны и явле­ние мсти­те­ля” .….….….….….….….….….….….….….….….…
       Он сно­ва воро­жит. Кажет­ся, воз­ни­ка­ет уже в обла­ке душа Кате­ри­ны, но этот образ посте­пен­но вытес­ня­ет­ся незна­ко­мым ликом. Огром­ный, вели­че­ствен­ный, он уста­вил недвиж­ные очи на кол­ду­на. “И страш­но­го, кажет­ся, в нем мало, а непре­одо­ли­мый ужас напал на него”. Кол­дун, раз­дав­лен­ный неве­до­мым явле­ни­ем, недвиж­но рас­про­стерт на полу. Затем­не­ние.

 ===============================================================

7 КАРТИНА “Смерть Кате­ри­ны”

 №27 “Безум­ный танец Кате­ри­ны” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…
       Сно­ва хата Дани­лы. Коза­ки пыта­ют­ся помочь Кате­рине в ее неутеш­ном горе. Вновь зву­чит колы­бель­ная, Кате­ри­на баю­ка­ет сына, но созна­ние ее начи­на­ет путать­ся, и она начи­на­ет стран­ный угло­ва­тый танец, никак не соот­вет­ству­ю­щий ситу­а­ции. Все в ужа­се.

 №28 “Появ­ле­ние гостя и его дуэт с Кате­ри­ной” .….….….….….….….….….….….….….….….….…..
       Неожи­дан­но на поро­ге воз­ни­ка­ет стран­но оде­тый, не без восточ­но­го оттен­ка гость. Он пред­став­ля­ет­ся дру­гом Дани­лы и уве­ря­ет, что име­ет завет от погиб­ше­го женить­ся на Кате­рине. Кате­ри­на вна­ча­ле при­ни­ма­ет его уха¬живания без­воль­но и не пони­мая чего он хочет, но по мере .того, как танец его ста­но­вит­ся все более настой­чи­вым, Кате­ри­на вдруг кри­чит: “Это отец, это он!”, — и выхва­ты­ва­ет у него кин­жал, но руки кол­ду­на про­вор­нее, и его удар сра­жа­ет Кате­ри­ну. Свер­ши­лось еще одно зло­де­я­ние.

 ===============================================================

8 КАРТИНА “Раз­вяз­ка” 

 №29 “Ярмар­ка и явле­ние мсти­те­ля” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…
       Ярмар­ка в Кие­ве. Сре­ди весе­лой тол­пы не нахо­дит себе места кол­дун. Народ дивит­ся небы­ва­ло­му: про­свет­ли­лось небо, и ста­ли вид­ны Кар­пат­ские горы. Но мало того, все ясней и ясней ста­но­вит­ся виден на одной из вер­шин гро­мад­ный, на таком же гро­мад­ном коне рыцарь, и за спи­ной у него — мла­де­нец. Чуд­но всем, и толь­ко один чело­век при виде рыца­ря при­хо­дит в ужас: кол­дун узнал в рыца­ре тот лик, что явил­ся ему во вре­мя ворож­бы. Этот лик начи­на­ет укруп­нять­ся, надви­гать­ся на кол­ду­на, и кол­дун оста­ет­ся один на один с неве­до­мым мсти­те­лем. Кол­дун обра­ща­ет­ся в пани­че­ское бег­ство.

 №30 “Бег­ство и финал” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…..
       Всту­па­ет неви­ди­мый хор. Он доска­зы­ва­ет раз­вяз­ку обе­их исто­рий, объ­еди­ня­ю­щую их воеди­но.
       Как умер Пет­ро, при­звал Бог души обе­их бра­тьев на суд. (Опро­ме­тью, не раз­би­рая доро­ги, несет­ся кол­дун. “Ему чуди­лось, что все со всех сто­рон бежа­ло ловить его: дере­вья, как буд­то живые (…) сили­лись заду­шить его. Сама доро­га, чуди­лось, мча­лась по сле­дам его”.
       Велик грех Пет­ро, и казнь ему выби­ра­ет сам Иван: “Пусть будет так, что­бы все потом­ство пре­да­те­ля не име­ло бы сча­стья на зем­ле. Чтоб послед­ний в роду был такой зло­дей, како­го и не быва­ло на све­те” — пере­кры­вая все зву­чит гроз­ный голос Ива­на. (Дани­ло, Кате­ри­на, про­чие жерт­вы Кол­ду­на как бы ука­зы­ва­ют ему путь к роко­вой рас­пла­те).
       “И от каж­до­го его зло­дей­ства что­бы деды и пра­де­ды его, тер­пя муку , неве­до­мую на све­те, под­ни­ма­лись бы из могил”. (Вет­ви-руки тянут­ся схва­тить зло­дея).

       Тут на вре­мя пре­ры­ва­ет­ся повест­во­ва­ние хора, и кол­дун вры­ва­ет­ся в келью схим­ни­ка в лесу и бро­са­ет­ся к его ногам. “Отец! Молись! Молись о погиб­шей душе!” Схим­ник хочет молить­ся, но жерт­вы кол­ду­на окру­жа­ют его, не поз­во­ляя свер­шить молит­ву. “Нет, неслы­хан­ный греш­ник, нет тебе поми­ло­ва­ния”, — “А, ты сме­ешь­ся надо мной!” — вскри­чал кол­дун, как беше­ный кинул­ся он и убил схим­ни­ка. И вновь обра­ща­ет­ся кол­дун в бег­ство.

        “И когда при­дет час меры в зло­дей­ствах того чело­ве­ка”, (в какую бы сто­ро­ну ни бежал кол­дун, он неот­вра­ти­мо при­бли­жа­ет­ся к Ива­ну-мсти­те­лю), “Пусть он при­дет ко мне” (все, о чем гово­рит Иван, свер­ша­ет­ся). “И бро­шу я его с той горы в самый глу­бо­кий про­вал, и все мерт­ве­цы, его деды и пра­де­ды, вес потя­нут­ся грызть его за все те муки, что он нано­сил им. А Иуда Пет­ро чтоб не мог под­нять­ся из зем­ли, чтоб чрез то еще силь­нее ста­но­ви­лась его боль “.
       “Страш­ную казнь измыс­лил ты, чело­ве­че, да будет все по сло­ву тво­е­му. Но и тебе не бывать в цар­ствии небес­ном, пока будешь сто­ять на коне сво­ем” — таков при­го­вор Бога.
       И все так сбы­лось, как было ска­за­но. На сцене свет­ле­ет: жерт­вы, винов­ные и невин­ные при­не­се­ны, круг мести замкнул­ся. И вновь “воль­но и плав­но мчит сквозь леса и горы пол­ные воды свои Днепр”.

 пол­ный текст :
        Как умер Пет­ро, при­звал бог души обо­их бра­тьев, Пет­ра и Ива­на, на суд. «Вели­кий есть греш­ник сей чело­век Пет­ро! Иване! не выбе­ру я ему каз­ни; выбе­ри ты сам ему казнь по оби­де!» Дол­го думал Иван, вымыш­ляя казнь, и, нако­нец, ска­зал: «Вели­кую оби­ду нанес мне сей чело­век: пре­дал сво­е­го бра­та, как Иуда, и лишил меня чест­но­го мое­го рода и потом­ства на зем­ле. А чело­век без чест­но­го рода и потом­ства, что хлеб­ное семя, кину­тое в зем­лю и про­пав­шее даром в зем­ле.

 * * *

       Сде­лай же, боже, так, что­бы все потом­ство его не име­ло бы сча­стия на зем­ле! что­бы послед­ний в роде был та¬кой зло­дей, како­го и но быва­ло на све­те! И от каж­до­го его зло­дей­ства что­бы деды и пра­де­ды его не име­ли бы покоя в гро­бах и, тер­пя муку, неве­до­мую на све­те, поды­ма­лись бы из могил! А Иуда Пет­ро что­бы не в силах был под­нять­ся и ел бы, как беше­ный, зем­лю, и кор­чил­ся бы 

под зем­лею!

 * * * 

       И когда при­дет час меры и зло­дей­ствах того чело­ве­ка, поды­ми меня, боже, из того про­ва­ла на самую высо­кую гору, и пусть при­дет он ко мне, и поды­му я его над без­дной, и не будет ему поща­ды, и бро­шу я его с той горы в самый глу­бо­кий про­вал, и все мерт­ве­цы, его деды и пра­де­ды, чтоб все потя­ну­лись грызть его за те муки, что он нано­сил им! А Иуда Пет­ро что­бы не мог под­нять­ся из зем­ли, что­бы рвал­ся грызть и себе, но грыз бы само­го себя, чтоб чрез то еще силь­нее ста­но­ви­лась его боль».

 * * * 

        «Страш­ную казнь измыс­лил ты, чело­ве­че! Да сбу­дет­ся все по сло­ву тво­е­му, но и тебе не быть в цар­ствии небес­ном, пока будешь сидеть там на коне сво­ем!» И всё так сбы­лось, как было ска­за­но: и доныне сто­ит на Кар­па­те див­ный рыцарь, и гля­дит он с тех пор с той горы Кри­ван как сбы­ва­ет­ся, испол­ня­ет­ся эта страш­ная, неви­дан­ная, бес­по­щад­ная, люто-лютая, но заслу­жен­но неиз­беж­ная, спра­вед­ли­вая месть. 

Прокрутить вверх