Комментарий композитора (АА):
Это сочинение я считаю своим наиболее сильным и принципиальным — и этим все сказано. Я вложился в него полностью.
Конечно, я мечтал бы услышать сочинение в оркестре, но и в рояльном варианте, думаю, воздействие достаточно. Я бы даже сказал, что можно считать это полноценной версией сочинения.
Конечно, слишком много примеров, когда сам композитор не может правильно оценить свою музыку, лучшее считает ординарным, ординарное — лучшим и т.д. Но ощущение, когда я, на даче, писал заключительный эпизод “фантасмагории”, когда, как говорят, вся жизнь проносится перед человеком за мгновение перед смертью (это цифры 125–132), этот момент (сколько он длился — я понять не мог и тогда: две минуты или двадцать) я не забуду никогда: энергии такой силы не проходили через меня ни до, ни после! Сказать, что это было прединфарктное состояние — не сказать ничего!
И, наверное, будет достаточно взглянуть на черновик дирекциона, чтобы понять, какие сражения шли на этом поле. Покажу вам характерную страницу:
Ну что же, подробней о сочинении я выскажусь в послесловии, а здесь я прошу вас СНАЧАЛА послушать это сочинение целиком и подряд — именно так, и только так оно должно воздействовать на слушателя. И только потом, если будет желание, читайте послесловие.