Комментарий исполнителя (АА)
Конечно, здесь есть загадка, тайна.
Шуберт. Кто он? Что он значит? Зачем так рано умер??*
Расскажу вам две истории из моей жизни.
Первая. Сижу я в далекой Японии на каком-то корпоративе в кафе с Юрием Степановичем Слесаревым. И от скуки задаю ему дурацкий вопрос: так кто же у нас в музыке главный: Бах, Бетховен или Моцарт? — что-то в этом роде. И он мне говорит: “Вы знаете, с возрастом все актуальнее становится Шуберт”.
Вторая. На встрече с В. Арзумановым, гениальным, на мой взгляд, композитором, я, на правах младшего коллеги и личного знакомого, публично задаю вопрос: “Валерий, все, что Вы показали здесь, было разнообразно по стилям и во всех стилях замечательно, высококласно, но у меня вопрос: почему Вы не показали здесь мелодии, подобной “Ave Maria” Шуберта — чтобы она зазвучала, — и сопротивление было бесполезно: чтобы она захватила вас целиком и безвозвратно — я такой мелодии не услышал”. Он замолчал. Потом мелко-мелко заморгал глазами и потом тихо сказал: “Не получается”. Я понял, что попал впросак, что неловко выразился, и тут же поправился: “Да нет, я‑то имею в виду, что именно Вы МОЖЕТЕ написать такую мелодию, только поэтому я и спросил”. Он замолчал совсем надолго. Потом поднял голову и исчезающим голосом промолвил: “Не получается”.
Так в чем же, господа, секрет: это же и я могу написать такую мелодию с аккомпанементом — ну что хитрого-то? Нет, НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Тайна. Тайна Шуберта.
И вот “Скиталец”. Понятно, конечно, зачем надо было обрамлять многочисленными До-мажорами эту тяжелую по смыслу песню. Это — как кофе по-турецки: надо выпить сырой воды — тогда вкус кофе гораздо рафинированнее и острее. Тут все понятно. Но вот КАК он это делает в cis-moll’е, в его вариациях. Как он раскрывает сердце так, что вот оно уже бьется совсем открытое, в разрезе перед нами??! Как он это делает?! Нет ответа. А есть только эта божественная музыка, которая делает с нами, что хочет. И ничего сделать нельзя.
Слушаем Шуберта.
______________
* Здесь опять по случаю процитирую стихотворение В. Пуханова (философа по жизни).
Я слушаю Моцарта,
Я живу на земле,
Потому что было Моцарту
Хуже, чем мне.
Болела у Моцарта левая рука,
А душа была намотана на облака.
Бог за это Моцарта
Очень жалел,
Долго жить Моцарту
На свете не велел.
Дал ему отмучаться
И расстаться с душой.
Я слушаю Моцарта
И мне хорошо