kolobrod

 

Коло­брод

(Мос­фильм, 1991)
режис­сер С.Ломкин

кино­прит­ча-трил­лер


Опи­са­ние филь­ма

(ком­мен­та­рий А. Ага­жа­но­ва)

            Этот фильм “пере­стро­еч­ных годов” как по замыс­лу, так, пожа­луй, и поми­мо и сверх воли авто­ров отра­жа­ет кар­ти­ну состо­я­ния умов сво­е­го вре­ме­ни. Конеч­но, эта кар­ти­на для нас, про­жив­ших 20 нелег­ких лет и зна­ю­щих если не окон­ча­ние, то, по край­ней мере, про­дол­же­ние это­го “филь­ма”, может выгля­деть доста­точ­но наив­но, но мно­гие талант­ли­вые эпи­зо­ды это­го “лох­ма­то­го” в целом филь­ма застав­ля­ют меня отно­сить­ся к нему с сим­па­ти­ей и не без удо­воль­ствия пере­смат­ри­вать их. (…)

            Дей­ствие про­ис­хо­дит в некой деревне в годы, совре­мен­ные съем­ке филь­ма в атмо­сфе­ре нави­са­ю­ще­го ожи­да­ния. Глав­ный «герой» филь­ма – обыч­ный оби­та­тель такой дерев­ни позд­не­за­стой­но­го вре­ме­ни, веду­щий там вполне бес­смыс­лен­ную жизнь — име­ет все же цель: в наро­де ходят смут­ные слу­хи, что в тамош­нем пру­ду оби­та­ет, не то рыба, не то Лох-Нес­ское чуди­ще (все же от сло­ва «лох», как дума­ет­ся). В общем, заду­мал наш герой изба­вить наш народ (и себя заод­но) от это­го глав­но­го супо­ста­та, хотя, чест­но гово­ря, никто послед­не­го окон­ча­тель­но не засек, да и не про­сил никто его это­го делать. Ско­рее наобо­рот, ста­ру­ха мать все вре­мя напо­ми­на­ет, что надо пере­де­лать про­стые и насущ­ные дела, напри­мер, вычер­пать воду из под­ва­ла, да где уж там – наш герой не на шут­ку замах­нул­ся на подвиг.

            За дол­гие годы все­об­щих рыба­лок и без­дей­ствия раз­ва­ли­лось все, вклю­чая стра­ну, домаш­нее хозяй­ство и даже соб­ствен­ную семью, но герою, понят­но, не до мело­чей. Кто вино­ват во всех несча­стьях?! – ста­ли­низм (в лице учи­те­ля – сади­ста), гор­ба­че­визм (в лице мест­но­го юро­ди­во­го, отпу­стив­ше­го из жало­сти стре­но­жен­но­го коня на волю) – вот что зани­ма­ет мыс­ли наше­го героя (воз­мож­но, и кое-кого из зри­те­лей).

            Закан­чи­ва­ет­ся все мно­го­то­чи­ем: реша­ю­щий бой состо­ял­ся, но так и непо­нят­но, был ли маль­чик, или это была бит­ва с тенью; кра­са­вец-конь сло­мал себе шею, навер­нув­шись с обры­ва, а остав­лен­ный дом до кра­ев пере­пол­нил­ся водой, под­няв­шей­ся из под­ва­ла – вот такие сим­во­лы.

            Все — же, прав­да, в послед­них кад­рах есть непо­нят­но отку­да исхо­дя­щая надеж­да на свет… .

Прокрутить вверх