Комментарий А. Агажанова

Эту рабо­ту сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как про­дукт кол­лек­тив­но­го твор­че­ства. Я начи­нал ее как стан­дарт­ную аран­жи­ро­воч­ную, мне были даны напе­тые авто­ром пес­ни (все при­мер­но в одном тем­пе и сти­ле, с мно­го­крат­но повто­рен­ны­ми куп­ле­та­ми) на сти­хи Есе­ни­на. Но посте­пен­но я уви­дел воз­мож­ность появ­ле­ния необыч­но­го сочи­не­ния, сдру­жил­ся с авто­ром, сим­па­тич­ней­шим Алек­сан­дром Ники­то­ви­чем Рома­но­вым (извест­ный в мире нау­ки чело­век, кажет­ся, в обла­сти сопро­ма­та, ака­де­мик, если не оши­ба­юсь) и оце­нил его необыч­ный дар, преж­де все­го — в его уни­каль­ном выра­зи­тель­ном пении. Быст­ро ста­ло оче­вид­но, что запи­сы­вать пес­ни надо имен­но с его вока­лом. Это-то и ста­ло самой необыч­ной и труд­ной частью про­ек­та — толь­ко за счет соче­та­ния дей­стви­тель­но уни­каль­ной педа­го­ги­че­ской рабо­ты с непро­фес­си­о­на­лом (не зна­ю­щим ни мет­ра, ни нот) со столь же уни­каль­ной рабо­той мое­го дру­га Андрея Деми­ден­ко в каче­стве не про­сто зву­ко­ре­жис­се­ра или мон­та­же­ра, а гораз­до гораз­до более, смог­ла появить­ся эта рабо­та, кото­рую я счи­таю дей­стви­тель­но в чем-то уни­каль­ной.
Тако­го рода рабо­ты инте­рес­ны тем, что при вза­и­мо­дей­ствии и все­гда доста­точ­но слож­ном про­цес­се пони­ма­ния друг дру­га и неиз­беж­ном “рас­тас­ки­ва­нии” про­из­ве­де­ния в раз­ные сто­ро­ны дву­мя весь­ма раз­лич­но настро­ен­ны­ми авто­ра­ми про­ис­хо­дит как бы умно­же­ние их спо­соб­но­стей. Я поста­вил зада­чу сле­пить некую фор­му (как в каж­дой отдель­ной песне, так и на дис­ке в целом) и добить­ся раз­но­об­ра­зия, не меняя автор­ско­го вока­ла (при этом при­хо­ди­лось зача­стую уга­ды­вать в мело­ди­ях как высо­ту, так и ритм, и до какой-то сте­пе­ни даже кор­рек­ти­ро­вать их).
Резуль­тат этой рабо­ты пред­став­ляю вам на суд.

          А в бук­ле­те дис­ка я напи­сал такой текст:

                                                  “КОМПОЗИТОР НЕ ТОТ, КТО МОЖЕТ СОЧИНЯТЬ, А ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ НЕ СОЧИНЯТЬ”

Если верить этой извест­ной фор­му­ле, Алек­сандр Ники­то­вич Рома­нов и есть тот самый чело­век. Любое зна­чи­мое собы­тие, свер­шив­ше­е­ся в жиз­ни, срод­ни чуду. Для меня, как для чело­ве­ка, про­фес­си­о­наль­но зани­ма­ю­ще­го­ся сочи­не­ни­ем, оче­вид­на мисти­че­ская при­ро­да это­го про­цес­са. Мыс­лен­но видя то, как читая сти­хи Есе­ни­на, в голо­ве, в душе, во всем суще­стве Алек­сандра Ники­то­ви­ча начи­на­ет неиз­беж­но зву­чать, тре­пе­тать музы­ка, мело­дия необы­чай­ной про­сто­ты, выра­зи­тель­но­сти, есте­ствен­но­сти, сра­зу срас­та­ю­ща­я­ся со сти­хом, я пони­маю, что эта мело­дия ско­рее все­го суще­ство­ва­ла все­гда, с момен­та появ­ле­ния сти­ха, но лишь чело­век, кото­рый не может, как бы он ни хотел, НЕ услы­шать ее, ока­зы­ва­ет­ся достой­ным стать ее ком­по­зи­то­ром. Это — дар и в каком-то смыс­ле «про­кля­тие». Невоз­мож­но в несколь­ких строч­ках изло­жить все тай­ны, кото­рые откры­лись мне, наблю­дая со сто­ро­ны за твор­че­ством чело­ве­ка, кото­рый, оче­вид­но, не имел воз­мож­но­сти полу­чить музы­каль­ное обра­зо­ва­ние, и пото­му ему неве­до­мо поня­тие тональ­но­сти, но кото­рый, тем не менее, без­оши­боч­но выби­ра­ет един­ствен­но воз­мож­ную тональ­ность для пес­ни, кото­рый не зна­ет, что такое гар­мо­ния, руба­то, но кото­рый столь гиб­ко инту­и­тив­но реа­ли­зу­ет на прак­ти­ке все это, вза­и­мо­дей­ствуя с роя­лем. Поэто­му огра­ни­чусь про­стой кон­ста­та­ци­ей — здесь тай­на.
Отдель­но — о пении авто­ра. Был вари­ант запи­сать эти пес­ни с про­фес­си­о­наль­ным пев­цом. Это вполне может про­изой­ти впо­след­ствии, но всем нам, рабо­тав­шим с дис­ком, было оче­вид­но: надо сде­лать все, что­бы сохра­нить и запи­сать это уни­каль­ное пение. “Поет кожей” — ска­зал один мой друг.
Всю жизнь, любя музы­ку какой-то неисто­вой любо­вью, успеш­но рабо­тая в нау­ке, чело­век про­нес свою веру и меч­ту о песне и пении — и полу­чил свою награ­ду. Награ­да нам всем — абсо­лют­но удав­ший­ся, состо­яв­ший­ся, ни на какой дру­гой не похо­жий диск песен.
Я очень рад, что судь­ба све­ла меня с Алек­сан­дром Ники­то­ви­чем в рабо­те и в жиз­ни, рад, что Андрей Михай­ло­вич Щер­бак, ини­ци­а­тор про­ек­та, про­явил такую тон­кую инту­и­цию, услы­шав в нача­ле неслы­ши­мое; рад, что Андрей Деми­ден­ко совер­шил боль­ше, чем обыч­ный зву­ко­ре­жис­сер и вло­жил свою душу и огром­ные уси­лия в рабо­ту. В общем, мы все дела­ли это из Люб­ви.

          После­сло­вие и при­ме­ча­ние:
Заин­те­ре­со­вав­ши­е­ся этим, дей­стви­тель­но необыч­ным, про­цес­сом кол­лек­тив­но­го твор­че­ства, могут послу­шать стар­то­вый мате­ри­ал (исход­ное пение Алек­сандра Ники­то­ви­ча), из кото­ро­го про­ис­хо­дит этот необыч­ный финаль­ный про­дукт (там при­ве­де­ны три пес­ни: За гора­ми (№1), Пус­кай ты выпи­та дру­гим (№8), Край люби­мый! Серд­цу снят­ся (№10) ): http://agazhanov.com/works/kraj-ljubimyj/

Прокрутить вверх