Комментарий А. Агажанова
Эту работу следует рассматривать как продукт коллективного творчества. Я начинал ее как стандартную аранжировочную, мне были даны напетые автором песни (все примерно в одном темпе и стиле, с многократно повторенными куплетами) на стихи Есенина. Но постепенно я увидел возможность появления необычного сочинения, сдружился с автором, симпатичнейшим Александром Никитовичем Романовым (известный в мире науки человек, кажется, в области сопромата, академик, если не ошибаюсь) и оценил его необычный дар, прежде всего — в его уникальном выразительном пении. Быстро стало очевидно, что записывать песни надо именно с его вокалом. Это-то и стало самой необычной и трудной частью проекта — только за счет сочетания действительно уникальной педагогической работы с непрофессионалом (не знающим ни метра, ни нот) со столь же уникальной работой моего друга Андрея Демиденко в качестве не просто звукорежиссера или монтажера, а гораздо гораздо более, смогла появиться эта работа, которую я считаю действительно в чем-то уникальной.
Такого рода работы интересны тем, что при взаимодействии и всегда достаточно сложном процессе понимания друг друга и неизбежном “растаскивании” произведения в разные стороны двумя весьма различно настроенными авторами происходит как бы умножение их способностей. Я поставил задачу слепить некую форму (как в каждой отдельной песне, так и на диске в целом) и добиться разнообразия, не меняя авторского вокала (при этом приходилось зачастую угадывать в мелодиях как высоту, так и ритм, и до какой-то степени даже корректировать их).
Результат этой работы представляю вам на суд.
А в буклете диска я написал такой текст:
“КОМПОЗИТОР НЕ ТОТ, КТО МОЖЕТ СОЧИНЯТЬ, А ТОТ, КТО НЕ МОЖЕТ НЕ СОЧИНЯТЬ”
Если верить этой известной формуле, Александр Никитович Романов и есть тот самый человек. Любое значимое событие, свершившееся в жизни, сродни чуду. Для меня, как для человека, профессионально занимающегося сочинением, очевидна мистическая природа этого процесса. Мысленно видя то, как читая стихи Есенина, в голове, в душе, во всем существе Александра Никитовича начинает неизбежно звучать, трепетать музыка, мелодия необычайной простоты, выразительности, естественности, сразу срастающаяся со стихом, я понимаю, что эта мелодия скорее всего существовала всегда, с момента появления стиха, но лишь человек, который не может, как бы он ни хотел, НЕ услышать ее, оказывается достойным стать ее композитором. Это — дар и в каком-то смысле «проклятие». Невозможно в нескольких строчках изложить все тайны, которые открылись мне, наблюдая со стороны за творчеством человека, который, очевидно, не имел возможности получить музыкальное образование, и потому ему неведомо понятие тональности, но который, тем не менее, безошибочно выбирает единственно возможную тональность для песни, который не знает, что такое гармония, рубато, но который столь гибко интуитивно реализует на практике все это, взаимодействуя с роялем. Поэтому ограничусь простой констатацией — здесь тайна.
Отдельно — о пении автора. Был вариант записать эти песни с профессиональным певцом. Это вполне может произойти впоследствии, но всем нам, работавшим с диском, было очевидно: надо сделать все, чтобы сохранить и записать это уникальное пение. “Поет кожей” — сказал один мой друг.
Всю жизнь, любя музыку какой-то неистовой любовью, успешно работая в науке, человек пронес свою веру и мечту о песне и пении — и получил свою награду. Награда нам всем — абсолютно удавшийся, состоявшийся, ни на какой другой не похожий диск песен.
Я очень рад, что судьба свела меня с Александром Никитовичем в работе и в жизни, рад, что Андрей Михайлович Щербак, инициатор проекта, проявил такую тонкую интуицию, услышав в начале неслышимое; рад, что Андрей Демиденко совершил больше, чем обычный звукорежиссер и вложил свою душу и огромные усилия в работу. В общем, мы все делали это из Любви.
Послесловие и примечание:
Заинтересовавшиеся этим, действительно необычным, процессом коллективного творчества, могут послушать стартовый материал (исходное пение Александра Никитовича), из которого происходит этот необычный финальный продукт (там приведены три песни: За горами (№1), Пускай ты выпита другим (№8), Край любимый! Сердцу снятся (№10) ): http://agazhanov.com/works/kraj-ljubimyj/