Комментарий исполнителя (АА)

Этот цикл из 6 пре­лю­дий и фуг соста­вил я сам — по неким внут­рен­ним при­чи­нам. В про­цес­се рабо­ты у меня воз­ник­ли как бы “под­про­грам­мы” каж­дой из них — и в резуль­та­те эти част­ные про­грам­мы объ­еди­ни­лись в некий общий смысл цик­ла (в этом моя “безум­ная” сме­лость). В целом это вполне напо­ми­на­ет тот про­цесс, кото­рый идет при сочи­не­нии сво­ей музы­ки — части сочи­не­ния есте­ствен­но воз­дей­ству­ют друг на дру­га, вза­им­но дик­ту­ют некие реше­ния… Я бы обо­зна­чил этот воз­ник­ший общий смысл как есте­ствен­ное раз­ви­тие лич­но­сти (чело­ве­ка) — от колы­бе­ли до зре­ло­сти, ведь все мы про­хо­дим общие для нас эта­пы.* Эти эта­пы ведут чело­ве­ка к позна­нию Бога. 

Цикл пред­на­зна­чен для слу­ша­ния цели­ком**, одна­ко каж­дая из прелюдий/ фуг может вос­при­ни­мать­ся и по отдель­но­сти.

Осо­бен­но­стью испол­ни­тель­ско­го сти­ля явля­ет­ся пол­ная интер­пре­та­тор­ская сво­бо­да испол­ни­те­ля: все испол­ни­тель­ские реше­ния выте­ка­ют из самой музы­ки и направ­ле­ны на рас­кры­тие ее имма­нент­ной выра­зи­тель­но­сти, при этом эти реше­ния не обу­слов­ле­ны ника­ки­ми огра­ни­че­ни­я­ми услов­но­стей. Един­ствен­ным есте­ствен­ным и непре­лож­ным само­огра­ни­че­ни­ем явля­ет­ся сле­до­ва­ние автор­ско­му тек­сту и содер­жа­нию музы­ки, выте­ка­ю­ще­му из это­го тек­ста. Я убеж­ден, что столь вели­кая и выхо­дя­щая дале­ко за пре­де­лы сво­е­го вре­ме­ни лич­ность, как И.С. Бах никак не огра­ни­че­на каки­ми-либо услов­но­стя­ми вре­ме­ни, вклю­чая кон­струк­цию и зву­ча­ние совре­мен­ных ему инстру­мен­тов, огра­ни­чен­ность манер совре­мен­ных ему испол­ни­те­лей и т.д.*** Я услов­но могу назвать такой свой под­ход “сво­бод­ным аутен­тиз­мом” — в том смыс­ле, что я сво­бод­но и охот­но под­чи­ня­юсь лишь вели­ким смыс­лам и выра­зи­тель­но­сти, сле­ду­ю­щих из музы­ки Баха, и ниче­му дру­го­му, что мог­ло бы их огра­ни­чи­вать.

* Д. Шоста­ко­вич как-то ска­зал, что все его про­из­ве­де­ния рас­ска­зы­ва­ют имен­но про это — про ста­нов­ле­ние лич­но­сти.
** В кон­церт­ном испол­не­нии цик­лу пред­ше­ству­ет спе­ци­аль­но напи­сан­ная мной пье­са “Перед Бахом”. Назва­ние несет двой­ной смысл: поми­мо пря­мо­го (пье­са, пред­ше­ству­ю­щая пред­став­лен­ной музы­ке), она пока­зы­ва­ет как нерв­ные, негар­мо­нич­ные, неесте­ствен­ные (лож­ные) рит­мы и состо­я­ния наших дней отсту­па­ют и рас­тво­ря­ют­ся перед лицом вели­ко­го и веч­но­го — музы­ки Баха (см. ком­мен­та­рий к пье­се).
*** «Бах – завер­ше­ние. От него ниче­го не исхо­дит, но всё ведёт к нему». [Аль­берт Швей­цер]
«Бах не новый, не ста­рый, он нечто гораз­до боль­шее — он веч­ный…». [Роберт Шуман]

Прокрутить вверх