Полная гармония ИКАМ
Что такое “Полная завершенная система гармонии”
Приведенная на подстранице “Школьная гармония” цитата из Стравинского возвещает “конец гармонии” как развивающегося явления. Понимая метафоричность и полемичность этого высказывания, тем не менее, каждому музыканту, стремящемуся встать на должный уровень, надо на практике достигнуть именно такого понимания гармонии, оно позволит ему понимать суть и ход гармонии любого стиля и сложности (или простоты). Т.е. композиторы должны научиться создавать (воспроизводить) музыку любого стиля (в т.ч. и нового, еще не ведомого). Исполнители должны зеркально композитору понимать и осмысленно, выразительно воспроизводить музыку любого стиля.
Именно такое состояние знания и умения в данной области является завершенным — оно вызывает у его обладателей законное чувство уверенности, ощущение радости при встрече с каждым новым явлением в этой области (т.е. с новой комбинацией, рождающей новое качество, новый стиль гармонии). Если вы успешно проанализируете предлагаемые тестовые примеры разных стилей (стр.290–298 учебника) — можете сказать, что вы этого достигли.
Существующая система обучения этому параметру, рискнем сказать, ничего кроме улыбки вызвать не может: бедные дети “мучают” гармонию в течение лет 15 (!!) и на выходе не знают ее целиком (а то и вовсе не знают!) — описание этого странноватого процесса см. в сноске*.
ИКАМ, созданный прежде всего для исполнителей, предлагает значительно более быстрый путь — такой вариант изучения (повторим: цель такого изучения — понимать и осмысленно, выразительно воспроизводить музыку любого стиля) может занять приблизительно 1 год (именно на такое время, кстати, был рассчитан курс гармонии Римского-Корсакова — при этом мы понимаем, что тот курс был неполный, в силу исторического развития гармонии на тот момент; потом этот курс прошел через руки Способина, нескольких следующих поколений — ныне “секрет изготовления” такого годичного курса, увы, утерян ))** ).
Ниже опишем принципиально другую методику постижения гармонии как цельного явления (которая, конечно, включает многие элементы совершенно аналогичные традиционным, поскольку они верны). Эта методика ИКАМ содержит следующие шаги-элементы (см. ниже):
—————————–
* Гармония изучается в нашей традиционной так:
— ДМШ (~7–14 лет): Изучаются 7 (12) интервалов и ~10–15 базовых аккордов (!!)
— колледж (~15–18 лет): Изучается “школьная гармония” (частичная)
— консерватория, университет (~18–20 лет): Изучается снова “школьная гармония”, иногда — “стилевая”.
Можно практически утверждать, что “золотое время сознания” (~14–16 лет), когда обычный, а, тем более, талантливый подросток “все хватает на лету” вполне достаточно для того, чтобы освоить гармонию в хорошем объеме. Заметим, что Скрябин написал свой прекрасный этюд cis-moll ор.2 в возрасте 15 лет, но и его более обычно одаренные товарищи по школьной парте того времени писали вполне приличную музыку: она дошла до нас.
** Здесь еще стоит добавить такую поучительную историю. Римский-Корсаков, отрывая от своего драгоценного времени значительные куски, писал учебник инструментовки, чтобы передать весь свой огромный опыт в этой области. Написал несколько толстенных томов. В конце жизни все выбросил и оставил нам 100-страничный учебник, актуальный до сих пор (!).
Познакомьтесь, пожалуйста, с методом ИКАМ изучения гармонии — этот метод типично продемонстрирует вам основные черты метода:
- стремление к полноте и законченности каждой темы
- значительное ускорение изучения как отдельных подтем, так и предмета в целом
- стремление к практике как конечной цели изучения
(В данном варианте изложения — подразумевается больше исполнительская, а не композиторская практика, т.е. стремление к максимально осмысленному, выразительному, красивому исполнению гармонии любого стиля как составной части выразительности музыки)*
—————–
* Впрочем, и композиторам этот метод изучения будет полезен — просто после анализа любого стиля надо переходить к сочинению музыки в данном (заинтересовавшем вас) стиле: именно это дает наиболее глубокое знание предмета.
Глава учебника 2.6 “Гармония”
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
В начале главы вы видите общее оглавление темы, оно содержит:
| |||
| |||
| |||
| учебник (стр. 274, 299–301) | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Дополнительно: | |||
| |||
| |||
|
Ниже дано раскрытие оглавления основного теоретического раздела гармонии: “Базовая теория гармонии”.
Внутри разделов переходите, пожалуйста, по ссылкам отдельных тем и понятий для изучения отдельных разделов темы (как теоретических, так и аналитических, и практических).
[Внимание: Электронная версия с более значительной детализацией связей через ссылки (это ускорит поиск и освоение взаимосвязанных материалов) сейчас находится в работе — будет активизирована позднее: пока поиск перекрестных ссылок просьба осуществлять вручную путем “листания книги”]
Наиболее обширная часть изучения — “Базовая теория гармонии” содержит следующие 6 разделов:
Раздел базовой гармонии | Учебник, | Плакаты | Брошюра №8 |
I. Интервалы | |||
1. Структура интервала (вне тональности) | |||
2. Функция интервала (в тональности) → как разрешается интервал | |||
3. Разрешение всех интервалов в данном ладу (полные схемы) | |||
II. Аккорды | |||
4. Структура аккорда (вне тональности) | |||
5. Функция аккорда (в тональности) → как разрешается аккорд | |||
6. Разрешение всех аккордов в данном ладу (полные схемы): | |||
6а. Базовая гармония | |||
6б. Школьная гармония | |||
6в. Полная хроматическая система гармонии |