Пол­ная гар­мо­ния ИКАМ

Что такое “Пол­ная завер­шен­ная систе­ма гар­мо­нии”

       При­ве­ден­ная на под­стра­ни­це “Школь­ная гар­мо­ния” цита­та из Стра­вин­ско­го воз­ве­ща­ет “конец гар­мо­нии” как раз­ви­ва­ю­ще­го­ся явле­ния. Пони­мая мета­фо­рич­ность и поле­мич­ность это­го выска­зы­ва­ния, тем не менее, каж­до­му музы­кан­ту, стре­мя­ще­му­ся встать на долж­ный уро­вень, надо на прак­ти­ке достиг­нуть имен­но тако­го пони­ма­ния гар­мо­нии, оно поз­во­лит ему пони­мать суть и ход гар­мо­нии любо­го сти­ля и слож­но­сти (или про­сто­ты). Т.е. ком­по­зи­то­ры долж­ны научить­ся созда­вать (вос­про­из­во­дить) музы­ку любо­го сти­ля (в т.ч. и ново­го, еще не ведо­мо­го). Испол­ни­те­ли долж­ны зер­каль­но ком­по­зи­то­ру пони­мать и осмыс­лен­но, выра­зи­тель­но вос­про­из­во­дить музы­ку любо­го сти­ля.

       Имен­но такое состо­я­ние зна­ния и уме­ния в дан­ной обла­сти явля­ет­ся завер­шен­ным — оно вызы­ва­ет у его обла­да­те­лей закон­ное чув­ство уве­рен­но­сти, ощу­ще­ние радо­сти при встре­че с каж­дым новым явле­ни­ем в этой обла­сти (т.е. с новой ком­би­на­ци­ей, рож­да­ю­щей новое каче­ство, новый стиль гар­мо­нии). Если вы успеш­но про­ана­ли­зи­ру­е­те пред­ла­га­е­мые тесто­вые при­ме­ры раз­ных сти­лей (стр.290–298 учеб­ни­ка) — може­те ска­зать, что вы это­го достиг­ли.

       Суще­ству­ю­щая систе­ма обу­че­ния это­му пара­мет­ру, риск­нем ска­зать, ниче­го кро­ме улыб­ки вызвать не может: бед­ные дети “муча­ют” гар­мо­нию в тече­ние лет 15 (!!) и на выхо­де не зна­ют ее цели­ком (а то и вовсе не зна­ют!) — опи­са­ние это­го стран­но­ва­то­го про­цес­са см. в снос­ке*.

       ИКАМ, создан­ный преж­де все­го  для испол­ни­те­лей, пред­ла­га­ет зна­чи­тель­но более быст­рый путь — такой вари­ант изу­че­ния (повто­рим: цель тако­го изу­че­ния — пони­мать и осмыс­лен­но, выра­зи­тель­но вос­про­из­во­дить музы­ку любо­го сти­ля) может занять при­бли­зи­тель­но 1 год (имен­но на такое вре­мя, кста­ти, был рас­счи­тан курс гар­мо­нии Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва  — при этом мы пони­ма­ем, что тот курс был непол­ный, в силу исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия гар­мо­нии на тот момент; потом этот курс про­шел через руки Спо­со­би­на, несколь­ких сле­ду­ю­щих поко­ле­ний — ныне “сек­рет изго­тов­ле­ния” тако­го годич­но­го кур­са, увы, уте­рян ))** ).

        Ниже опи­шем прин­ци­пи­аль­но дру­гую мето­ди­ку пости­же­ния гар­мо­нии как цель­но­го явле­ния (кото­рая, конеч­но, вклю­ча­ет мно­гие эле­мен­ты совер­шен­но ана­ло­гич­ные тра­ди­ци­он­ным, посколь­ку они вер­ны). Эта мето­ди­ка ИКАМ содер­жит сле­ду­ю­щие шаги-эле­мен­ты (см. ниже):

—————————–
* Гар­мо­ния изу­ча­ет­ся в нашей тра­ди­ци­он­ной так:
            — ДМШ (~7–14 лет): Изу­ча­ют­ся 7 (12) интер­ва­лов и ~10–15 базо­вых аккор­дов (!!)
            — кол­ледж (~15–18 лет): Изу­ча­ет­ся “школь­ная гар­мо­ния” (частич­ная)
            — кон­сер­ва­то­рия, уни­вер­си­тет (~18–20 лет): Изу­ча­ет­ся сно­ва “школь­ная гар­мо­ния”, ино­гда — “сти­ле­вая”.
       Мож­но прак­ти­че­ски утвер­ждать, что “золо­тое вре­мя созна­ния” (~14–16 лет), когда обыч­ный, а, тем более, талант­ли­вый под­ро­сток “все хва­та­ет на лету” вполне доста­точ­но для того, что­бы осво­ить гар­мо­нию в хоро­шем объ­е­ме.  Заме­тим, что Скря­бин напи­сал свой пре­крас­ный этюд cis-moll ор.2 в воз­расте 15 лет, но и его более обыч­но ода­рен­ные това­ри­щи по школь­ной  пар­те того вре­ме­ни писа­ли вполне при­лич­ную музы­ку: она дошла до нас.

**  Здесь еще сто­ит доба­вить такую поучи­тель­ную исто­рию. Рим­ский-Кор­са­ков, отры­вая от сво­е­го дра­го­цен­но­го вре­ме­ни зна­чи­тель­ные кус­ки, писал учеб­ник инстру­мен­тов­ки, что­бы пере­дать весь свой огром­ный опыт в этой обла­сти. Напи­сал несколь­ко тол­стен­ных томов. В кон­це жиз­ни все выбро­сил и оста­вил нам 100-стра­нич­ный учеб­ник, акту­аль­ный до сих пор (!).

Позна­комь­тесь, пожа­луй­ста, с мето­дом ИКАМ изу­че­ния гар­мо­нии — этот метод типич­но про­де­мон­стри­ру­ет вам основ­ные чер­ты мето­да:

  • стрем­ле­ние к пол­но­те и закон­чен­но­сти каж­дой темы
  • зна­чи­тель­ное уско­ре­ние изу­че­ния как отдель­ных под­тем, так и пред­ме­та в целом
  • стрем­ле­ние к прак­ти­ке как конеч­ной цели изу­че­ния

(В дан­ном вари­ан­те изло­же­ния — под­ра­зу­ме­ва­ет­ся боль­ше испол­ни­тель­ская, а не ком­по­зи­тор­ская прак­ти­ка, т.е. стрем­ле­ние к мак­си­маль­но осмыс­лен­но­му, выра­зи­тель­но­му, кра­си­во­му испол­не­нию гар­мо­нии любо­го сти­ля как состав­ной части выра­зи­тель­но­сти музы­ки)*

—————–
Впро­чем, и ком­по­зи­то­рам этот метод изу­че­ния будет поле­зен — про­сто после ана­ли­за любо­го сти­ля надо пере­хо­дить к сочи­не­нию музы­ки в дан­ном (заин­те­ре­со­вав­шем вас) сти­ле: имен­но это дает наи­бо­лее глу­бо­кое зна­ние пред­ме­та.

Гла­ва учеб­ни­ка 2.6 “Гар­мо­ния”

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В нача­ле гла­вы вы види­те общее оглав­ле­ние темы, оно содер­жит:

учеб­ник
(стр.  243–268)  

бро­шю­ра  #8

 
  •   ТЕОРИЯ (2) (общая тео­рия гар­мо­нии)

учеб­ник
(стр.  269–270)  

  
  •  ПРАКТИКА (5 пра­вил и оши­бок)     

учеб­ник
(стр.  272–275)

  
    • 4 упраж­не­ния (4 гар­мо­ни­че­ские схе­мы ИКАМ)
учеб­ник
(стр.  274, 299–301)
  
  •  АНАЛИЗ:   
   
    • Мето­ди­ка ана­ли­за   

учеб­ник
(стр.  276–289)

  
    • При­мер ана­ли­за         

[учеб­ник
(стр.  276–289)]

бро­шю­ра #10  

 
    • Воз­мож­ные при­ме­ры раз­ных сти­лей для ана­ли­за  

учеб­ник
(стр.  290–298)

  

 Допол­ни­тель­но:

   
  •  “Школь­ная гар­мо­ния”
 

бро­шю­ра #11

 
  •  Цифровка(все ком­по­нен­ты)
 

бро­шю­ра #9

 
  • Осо­бен­но­сти пред­став­ле­ния дан­но­го пара­мет­ра в АИ

учеб­ник
(стр.  299–301)

  

          Ниже дано рас­кры­тие оглав­ле­ния основ­но­го тео­ре­ти­че­ско­го раз­де­ла гар­мо­нии: “Базо­вая тео­рия гар­мо­нии”.

          Внут­ри раз­де­лов пере­хо­ди­те, пожа­луй­ста,  по ссыл­кам отдель­ных тем и поня­тий для изу­че­ния отдель­ных раз­де­лов темы (как тео­ре­ти­че­ских, так и ана­ли­ти­че­ских, и прак­ти­че­ских).

[Вни­ма­ние:  Элек­трон­ная вер­сия с более зна­чи­тель­ной дета­ли­за­ци­ей свя­зей через ссыл­ки (это уско­рит поиск и осво­е­ние вза­и­мо­свя­зан­ных мате­ри­а­лов) сей­час нахо­дит­ся в рабо­те — будет акти­ви­зи­ро­ва­на позд­нее: пока поиск пере­крест­ных ссы­лок прось­ба осу­ществ­лять вруч­ную путем “листа­ния кни­ги”]

Наи­бо­лее обшир­ная часть изу­че­ния — “Базо­вая тео­рия гар­мо­нии” содер­жит сле­ду­ю­щие 6 раз­де­лов:

Раз­дел базо­вой гар­мо­нии

Учеб­ник,
гла­ва 2.6 “Гар­мо­ния”

Пла­ка­ты

Бро­шю­ра №8
“Гар­мо­ния”

I. Интер­ва­лы

1. Струк­ту­ра интер­ва­ла (вне тональ­но­сти)

стр. 245–246

Пла­кат №10

стр. 2–12

2. Функ­ция интер­ва­ла (в тональ­но­сти) → как раз­ре­ша­ет­ся интер­вал

стр. 247–251

Пла­кат №11

стр. 13–17

3. Раз­ре­ше­ние всех интер­ва­лов в дан­ном ладу (пол­ные схе­мы)

стр. 252–254

Пла­кат №12

стр. 18–28

II. Аккор­ды

4. Струк­ту­ра аккор­да (вне тональ­но­сти)

стр. 255–256

Пла­кат №13

стр. 29–42

5. Функ­ция аккор­да (в тональ­но­сти) → как раз­ре­ша­ет­ся аккорд

стр. 257–262

Пла­кат №14

стр. 43–65

6. Раз­ре­ше­ние всех аккор­дов в дан­ном ладу (пол­ные схе­мы):

стр.263–268

 

стр.66–143

       6а. Базо­вая гар­мо­ния

       стр. 264

       Пла­кат №15

       стр. 67–77

       6б. Школь­ная гар­мо­ния

       стр. 265

       Пла­кат №16

       стр. 78–107

       6в. Пол­ная хро­ма­ти­че­ская систе­ма гар­мо­нии

       стр. 265–268

       Пла­кат №17

       стр. 109–143

Прокрутить вверх