Практическая направленность ИКАМ
(“Правила” и “Ошибки”)
1. Одно из главных отличий преподавания в системе ИКАМ (любого из 15 [22] музыкальных параметров) — практическая направленность преподавания. Т.е. любая изученная и понятая сущность должна делать ваше исполнение выразительнее — изучение любого параметра заканчивается его практическим воплощением в вашем исполняемом (или любом другом) произведении.
2. Важнейший момент методики ИКАМ — формулирование реально существующих “законов исполнительского искусства”. Они находятся в разделе, находящемся в каждой главе, “ПРАКТИКА” (а также собраны в брошюре №16 “Правила и ошибки”). Эти законы и составляют суть того, чем занимаются наставники исполнительского искусства (“преподаватели специальности”) — они призваны передавать эти известные им знания последующим поколениям.
Странная, почти необъяснимая рационально (однако вполне понятная “житейски”) особенность ныне существующего процесса обучения — то, что эти знания нигде не зафиксированы - до сих пор (в 21 веке — трудно поверить!) они передаются в устной традиции.
Ниже мы раскроем базовые моменты того, что в ИКАМ названо “Практические “Правила” и “Наиболее часто совершаемые ошибки”.
Странная, почти необъяснимая рационально (однако вполне понятная “житейски”) особенность ныне существующего практического процесса обучения исполнителей — то, что эти знания нигде не зафиксированы. Тем самым “каста наставников специальности” начинает выглядеть для внешнего наблюдателя как “тайная секта хранителей истины”. Примерно так они себя и позиционируют (обычно активно сопротивляясь идее фиксации этих положений), при этом остаются очевидно неотвеченными следующие вопросы:
- каков объем знаний и навыков имеется у данного специалиста?
(какой % от полного набора необходимых профессионалу сведений доступен ему)
- у кого и как получены имеющиеся знания/ навыки?
(устный способ передачи предполагает, в лучшем случае, знание имени преподавателя специальности данного специалиста, но при этом неизвестность того, какой процент знаний и умений этого преподавателя перешел к данному специалисту, также неизвестность остальных источников информации данного специалиста — таким образом, в принципе, мы ничего не можем знать о конкретном объеме и способе переданных знаний данному специалисту — кроме крайне ненадежных “брендовых” данных его места работы, имени его учителя и т.д.)
- какова степень достоверности (истинности) этих знаний/ навыков?
(устный способ передачи знаний и навыков, причем на протяжении многих поколений, обладает всеми преимуществами и недостатками такого “народного” способа. Недостатки его, особенно в массовом масштабе очевидны — вряд ли так можно передавать сколь-либо сложные знания. При отсутствии такого некого зафиксированного ориентира любое положение, передаваемое преподавателем может оказаться как истинным, так и ложным — и пользователь: как профессионал, так и, особенно, непрофессионал, оказывается в “зыбкой” ситуации отсутствия какой-либо твердой опоры. Преимуществом является возможность “гению” выйти из жесткой системы — но появление таких “гениев”: это редкие и “штучные” случаи — интересующийся возможностями данного преподавателя действительно может “впрямую” оценить качество уровня интересующего музыканта по его реальным практическим достижениям: исполнениям, сочинениям — но это лишь при условии, что он, интересующийся, обладает такой способностью оценки. Вопрос способности и/или желания такого преподавателя передавать имеющиеся знания — отдельный вопрос.)
Итак, простой выход из нелогичной, абсурдной ситуации — начать процесс формулирования и фиксации в одном месте этих, иногда нехитрых, известных практически всем преподавателям (“Деточка, играй разрешение тише”), иногда — вполне “эзотерических”, “тайных” положений (доступным лишь немногим избранным).
Именно, убедившись на примере сотен учеников, что они совершают общие для всех ошибки (“Наиболее часто совершаемые ошибки”), при этом, поскольку они занимались у разных преподавателей, легко понятно, что и их преподавателям эта “Ошибка” неведома — стало очевидно, что эффективнее, чем объяснять каждому ученику в отдельности данное очевидное положение, лучше зафиксировать его в едином доступном месте (в виде так называемого “Правила”). Парность этих двух категорий (правила и ошибки) заключена в простой максиме: кто выполняет правило — не совершает ошибки, кто совершает ошибку — не выполняет правило.
Продвинутый деятель не боится слова “правило”, зная все сопутствующие его свойства, включая “исключения из него”, “многочисленные древовидные флуктуации его” и пр. Любое “правило” выполняется лишь на основе свободы выбора пользователя: он выполняет его не “из страха”, а поскольку его выполнение ведет исполнителя к “радости красивой и выразительной игры”.
Важнейший момент заключен в том, что эти “Правила” были известны всем великим музыкантам, только некоторые из них фиксировали их лишь в своих партитурах — в скрытом, неочевидном виде (как правило, они тогда нуждаются для понимания обычным музыкантом в комментарии продвинутого профессионала), другие же, напротив, озаботились передачей своих бесценных знаний посредством четко сформулированных текстов. Только обработка и сбор всех этих бесценных знаний обеспечит истинно полный свод “базовых правил”. ИКАМ как движение музыкантов-единомышленников уже ведет эту работу.
Подведем итог сказанному: лучше иметь такой свод “Правил и “Ошибок”, чем не иметь — такой свод даст необходимую точку опоры (“Ученье — свет, а неученье — тьма”).
В брошюре №16 концентрировано собраны основные “Практические правила” / “Наиболее часто совершаемые ошибки”.
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
В меню (ниже книги):
Полноэкранный режим — Х
Выйти из полноэкранного режима — Esc
Одностраничный режим — … / Single Page Mode
Увеличить дополнительно — “лупа +”
В учебнике правила даны по главам-параметрам, каждое правило снабжено разъясняющим комментарием, помогающим перевести его в практическую плоскость (в звучание).
Ниже приведен в качестве примера “правил / ошибок” и “последующих комментариев” к ним раздел “ПРАКТИКА” главы 2.4 “Форма” (стр. 218–222)
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.