Комментарий композитора (АА)

Вот что я напи­сал в 2004 году, когда вышел диск “А. Ага­жа­нов. Камер­ная музы­ка”, куда вошло это сочи­не­ние:

Сти­хи М.Петровых извест­ны в узких кру­гах цени­те­лей поэ­зии, а вот в более широ­ком мире миро­вой поэ­зии ее имя теря­ет­ся, может быть в тени более извест­ных и, я бы ска­зал, удач­ли­вых Цве­та­е­вой и Ахма­то­вой, ана­ло­гии с твор­че­ством кото­рых оче­вид­ны.
Отно­ше­ние же к этой поэ­зии у меня сло­жи­лось неод­но­знач­ное. С одной сто­ро­ны это, без­услов­но, хоро­шие, чест­ные сти­хи. Меня заво­ро­жил, напри­мер, образ­ный строй, кото­рый создал­ся сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми в пер­вой песне из трех. Во вре­мя длин­но­го, очень длин­но­го вступ­ле­ния я упор­но видел жен­щи­ну, бре­ду­щую по длин­ной осен­ней аллее, усы­пан­ной жел­ты­ми листья­ми и она чуть лени­во воро­шит их при каж­дом шаге… Забав­но (насколь­ко это при­ме­ни­мо к тако­му содер­жа­нию) про­чи­та­лось вто­рое сти­хо­тво­ре­ние – в таком состо­я­нии ино­гда пыта­ешь­ся при­под­нять себя искус­ствен­но, “аме­ри­кан­ской”, что ли улыб­кой, неко­то­рое вре­мя это дей­ству­ет, но воз­врат к реаль­но­сти тогда может ока­зать­ся таким похме­льем, что поду­ма­ешь — а может вовсе не пить?
А вот что каса­ет­ся обще­го коло­ри­та ее твор­че­ства… Строч­ка, выне­сен­ная в назва­ние цик­ла, неза­ви­си­мо повто­ря­ет­ся в двух из трех про­из­воль­но выбран­ных мной сти­хо­тво­ре­ний. Слу­чай­но­стью это не назо­вешь. В общем, я бы риск­нул назвать Пет­ро­вых певи­цей депрес­сии. Никто в поле мое­го зре­ния не пере­дал с такой силой это ужас­ное состо­я­ние. Лер­мон­тов с его “И скуч­но, и груст­но” про­сто розо­вый опти­мист. А оце­ни­те, пожа­луй­ста, такое сти­хо­тво­ре­ние:

Сло­ва пустые лежат, не дышат,
Сло­ва не зна­ют — зачем их пишут,
Сло­ва без смыс­ла, сло­ва без цели,
Они озяб­ших не ото­гре­ли,
Они голод­ных не накор­ми­ли, —
Сло­ва без­ду­шья, сло­ва бес­си­лья!
Они робе­ют, они не сме­ют,
Они не све­тят, они не гре­ют
И лишь неме­ют в тос­ке сирот­ства,
Не созна­вая свое урод­ство.

На мой взгляд – мета­фо­ра огром­ной силы. Сло­ва-тру­пы. То, что живым было такое сим­па­тич­ное, в одно­ча­сье ста­но­вит­ся таким пуга­ю­щим! Вам при­хо­ди­лось, повто­ряя одно сло­во, терять его смысл? Как стран­но и урод­ли­во оно тогда выгля­дит.
Совер­шен­но дру­гой вопрос, мож­но ли воз­дей­ствия тако­го рода транс­ли­ро­вать на окру­жа­ю­щих. Теперь этот вопрос сле­ду­ет адре­со­вать и ко мне. А дело в том, что когда я писал этот цикл, я знал об этом толь­ко по опи­са­ни­ям. Потом же мне суж­де­но было пере­жить кое-что из это­го внут­ри.
И я вспом­нил, что я слы­шал из уст поэта Е. Евту­шен­ко. Он на вече­ре памя­ти Пастер­на­ка рас­ска­зал, что тот заме­тил моло­дым еще тогда Евту­шен­ко и Воз­не­сен­ско­му: “Ребя­та, не надо недо­оце­ни­вать силу поэ­ти­че­ской строч­ки, нико­гда не пред­ска­зы­вай­те себе в сти­хах смерть. Пото­му что так и будет”. Как гово­рит­ся, не повто­ряй­те то, что вы виде­ли на экране теле­ви­зо­ра – это опас­но. Но раз уж напи­са­лось, бро­сить жал­ко. Поль­зу­ясь слу­ча­ем, могу толь­ко при­не­сти изви­не­ния за тем­но­ва­тый коло­рит дис­ка и ска­зать, что таким он сло­жил­ся лишь по ряду обсто­я­тельств, и себе я уже пообе­щал писать музы­ку гораз­до более пози­тив­ную, выра­жа­ясь про­сто, мажор­ную.

Прокрутить вверх