Комментарий композитора

Вот что я напи­сал в 2004 году, когда вышел диск “А. Ага­жа­нов. Камер­ная музы­ка”, куда вошло это сочи­не­ние:

Такой под­за­го­ло­вок [“сона­та для двух соли­стов”], как пой­мут те, кто послу­ша­ют, пото­му, что захо­те­лось, что­бы инстру­мен­ты подол­гу игра­ли бы соло. Тогда вступ­ле­ние дру­го­го инстру­мен­та вос­при­ни­ма­ет­ся, как собы­тие.
Когда я писал эту сона­ту (а было это в 1985 году), меня зани­ма­ла мысль о том, как будут слу­шать­ся столь раз­ные сти­ли­сти­че­ски пла­сты вме­сте, ведь каж­дая часть напи­са­на в дру­гом клю­че. При этом поче­му-то все­гда пре­тил, даже раз­дра­жал вари­ант, когда поли­сти­ли­сти­ка про­яв­ля­лась дина­ми­че­ски, через сопо­став­ле­ние в рам­ках одной части (тогда у нас, в Москве мно­го такой музы­ки напи­сал Шнит­ке). А вот поче­му тот вари­ант вызы­вал про­тест, а это пока­за­лось при­ем­ле­мым – для меня тай­на.
Тогда же, в 1985 году, я впер­вые попро­бо­вал напи­сать чисто роман­ти­че­скую музы­ку (“Романс” – III часть). Сей­час это про­зву­чит почти забав­но, но тогда в этом был момент про­тестно­сти, ведь в кон­сер­ва­то­рии и в сою­зе ком­по­зи­то­ров счи­та­лось прак­ти­че­ски непри­лич­ным писать кра­си­вую (я имею в виду – по замыс­лу, а не по испол­не­нию) музы­ку. Это потом я стал сме­лее.
С дру­гой сто­ро­ны, я, оче­вид­но, отдал дань тогдаш­ней моде – тема пас­са­ка­лии (I часть) состо­ит из четы­рех тре­зву­чий, в целом обра­зу­ю­щих 12-тоно­вый ряд, а II часть – мои впе­чат­ле­ния от джа­за. Но, в оправ­да­ние, это не было само­це­лью, про­сто 12-тоно­вость луч­ше все­го подо­шла как сред­ство для пере­да­чи отстра­нен­но­сти, абстракт­но­сти, а джаз – весе­лья, рас­ко­ван­но­сти.

Прокрутить вверх