Комментарий композитора
Вот что я написал в 2004 году, когда вышел диск “А. Агажанов. Камерная музыка”, куда вошло это сочинение:
Такой подзаголовок [“соната для двух солистов”], как поймут те, кто послушают, потому, что захотелось, чтобы инструменты подолгу играли бы соло. Тогда вступление другого инструмента воспринимается, как событие.
Когда я писал эту сонату (а было это в 1985 году), меня занимала мысль о том, как будут слушаться столь разные стилистически пласты вместе, ведь каждая часть написана в другом ключе. При этом почему-то всегда претил, даже раздражал вариант, когда полистилистика проявлялась динамически, через сопоставление в рамках одной части (тогда у нас, в Москве много такой музыки написал Шнитке). А вот почему тот вариант вызывал протест, а это показалось приемлемым – для меня тайна.
Тогда же, в 1985 году, я впервые попробовал написать чисто романтическую музыку (“Романс” – III часть). Сейчас это прозвучит почти забавно, но тогда в этом был момент протестности, ведь в консерватории и в союзе композиторов считалось практически неприличным писать красивую (я имею в виду – по замыслу, а не по исполнению) музыку. Это потом я стал смелее.
С другой стороны, я, очевидно, отдал дань тогдашней моде – тема пассакалии (I часть) состоит из четырех трезвучий, в целом образующих 12-тоновый ряд, а II часть – мои впечатления от джаза. Но, в оправдание, это не было самоцелью, просто 12-тоновость лучше всего подошла как средство для передачи отстраненности, абстрактности, а джаз – веселья, раскованности.