Комментарий композитора

Вот что я напи­сал в 2004 году, когда вышел диск “А. Ага­жа­нов. Камер­ная музы­ка”, куда вошло это сочи­не­ние:

А вот эта пье­са, несмот­ря на назва­ние, по мое­му замыс­лу долж­на нести в себе гораз­до более пози­тив­ный заряд. Я хотел бы, что­бы она рож­да­ла надеж­ду.
В ней я впер­вые для себя опро­бо­вал новый спо­соб постро­е­ния фор­мы. Эта пье­са – сво­бод­ный ряд после­до­ва­тель­ных состо­я­ний, стро­я­щих­ся ско­рее по лите­ра­тур­но­му, сюжет­но­му прин­ци­пу, чем по зако­нам музы­каль­ной фор­мы. В ней я рас­ска­зы­ваю совер­шен­но кон­крет­ные для меня поня­тий­ные вещи, и хотел бы, что­бы слу­ша­тель каким-то обра­зом понял, что я имею в виду. Но озву­чи­вать сло­ва­ми это не буду. Могу лишь ука­зать направ­ле­ние мыс­ли: эта пье­са про то, как, в моем пред­став­ле­нии, слу­ча­ет­ся чудо.

Так­же при­во­жу ком­мен­та­рий, напи­сан­ный для одно­го из моих кон­цер­тов (в музее Руб­ле­ва):

          Здесь я для дан­но­го слу­чая рас­шиф­ро­вы­ваю, о чем кон­крет­но я пытал­ся напи­сать эту пье­су, вышло это у меня или нет (т.е. поче­му она в слу­чае надоб­но­сти м.б. мог­ла бы появить­ся в кон­тек­сте дан­ной темы, хотя оче­вид­но, что впря­мую к лич­но­сти А. Руб­ле­ва она не отно­сит­ся).
          Тогда, в 1999, после всех рево­лю­ци­он­ных пере­мен, я впер­вые болез­нен­но почув­ство­вал, то, что сей­час ста­ло оче­вид­ным: как все­гда, после эпо­хи дей­ствия для боль­шин­ства, а, навер­ное, и для всех, при­шло вре­мя пока­я­ния, лишь оно, воз­мож­но, смяг­чит послед­ствия того тяже­ло­го поло­же­ния, в кото­рое мы, к сожа­ле­нию, кол­лек­тив­но забра­лись.
Эта пье­са, начи­на­ясь как бы с кон­ца длин­но­го пред­ше­ству­ю­ще­го пери­о­да, пока­зы­ва­ет, как чело­век, остав­шись наедине с собой, пере­жи­ва­ет ряд горь­ких, мучи­тель­ных ста­дий (рас­те­рян­ность, плач, отча­я­ние, сми­ре­ние…) и, лишь про­жив дол­гое, очень дол­гое вре­мя, то обре­тая надеж­ду, то теряя ее, м.б. в тот момент, когда не вид­но явных люд­ских при­чин свер­шить­ся пере­ме­нам, они спус­ка­ют­ся свер­ху в виде «чуда», спус­ка­ют­ся без мол­ний и фей­ер­вер­ков так, что нечут­кий серд­цем может и не понять, что оно уже насту­пи­ло, это чудо.

Прокрутить вверх