Комментарий к номеру (сюжет):
Комментарий к арии Черномора
“Я помню чудное мгновенье”
а) похищение Людмилы: апофеоз любви Черномора
б) жертва Черномора: отречение от Людмилы
Смысл и визуальный ряд этой арии вот в чем. Случилось так, что после продолжительной и неприятной беседы с братом, Черномор, пролетая с его головой (может быть в виде воздушного шара), увидел девочку (это – пролог). Ей было 12. Лысая голова отчаянно ругалась, а Черномор как бы стеснительно извиняясь перед девочкой, улетел. И произошло то, чего по идее не должно было произойти. Он не забыл ее, он не смог ее забыть. Свет, исходивший из этой живой девочки так незаметно и так стремительно проник в душу Черномора, что и перевернуло всю его оставшуюся жизнь.
Прошло 5 лет. Появившись на конкурсе женихов Людмилы, переходящем в ее свадьбу с Русланом, Черномор, талантливый, артистичный, умный, обаятельный, но происходящий из другого, чужого для Людмилы мира, не сумел пленить ее настолько, чтобы она отказалась от давно практически решенного (и логичного по сути) брака с симпатягой-Русланом, хотя у Людмилы явно возник интерес к необычному кандидату с его необычными для их консервативного государства и песнями и танцами (к тому же у нее в душе осознано или, скорее, неосознанно жила память о той их встрече).
Вернувшись к себе домой (вневременно, мгновенно), он сел за свой любимый белый рояль и заиграл прекрасную мелодию (вначале она звучит издалека, как бы за сценой). И его рояль, по его ли воле или сам по себе, двинулся навстречу Людмиле (усыпленной к этому моменту вместе с Русланом услужливой свитой Черномора, мы будем их называть здесь “флюидами любви”, которые и образовали брачное ложе для молодых).
Пока Черномор поет о своих неподдельных чувствах (он немного напоминает нам за роялем не то Стиви Вандера, не то Элтона Джона) и о прошедших годах (1–2 куплеты), “флюиды” (это – балет в струящихся одеждах) заставляют летать спящую Людмилу, уже отделенную с ее ложем от мирно спящего здесь же Руслана, на заднем плане сцены, а Черномор со своим верным роялем неудержимо привлекаем к ней неведомой силой.
И последний куплет (это — почти оригинальный Глинка) Черномор поет, обращаясь уже непосредственно к своей спящей любимой, снова вернувшись к ней. И когда зазвучали звуки прекрасной колыбельной (заключительный отыгрыш), его рояль двинулся в обратный путь, а ложе со спящей Людмилой, как бы привязанное невидимой нитью, покорно плывет вслед за ним, сопровождаемое верными флюидами. Руслан остается один.
А вот в финале Черномор, пройдя все испытания чувства и убедившись в том, что его и не его усилиями ситуация запуталась до абсурда и Людмила не должна принадлежать ему, как бы этого не хотелось (дело пришло к тому, что, кажется, она достанется глуповатому Фарлафу), принимает решение. Расставшись с последним волшебным волосом, он запускает время вспять и возвращает сказку к тому моменту, который мы называем точкой возврата. Он снова за белым роялем и поет свою трогательную песнь о любви. И снова под звуки колыбельной белый рояль трогается в путь, увозя хозяина. Но на этот раз он уезжает не направо, как в первый раз, а без любимой — и по диагонали вверх.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоеньи,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.