Комментарий композитора (описание балета):
Сказание о мести
Балет-оратория
(по “Страшной мести” Гоголя)
в 2 действиях, 8 картинах
Молодой Гоголь, может быть, еще не вполне зрело осмысливая всегда волновавшую его (как и всех нас) тему зла и его наказания, тему, доведенную до обостренного предела в этой ранней повести (оригинальное название: “Страшная месть”), заложил в нее символически переосмысленное понимание темы первородного греха, греха ведущего к неизбежной порче потомков с одной стороны или м.б. аналогичную по сути тему кармического греха.
Для этого он использовал необычную и, быть может, уникальную форму повести, где история грешника, “какого и не бывало на свете” и его таинственного наказания находит свое объяснение в другой, былинной по стилю, истории братьев Ивана и Петра. Эта, вторая, история страшного греха брата Петра (“Иуды”) предшествует по времени и является причиной основной истории про злодея-колдуна, но рассказывается в повести лишь по окончании первой, объясняя все произошедшее.
В балете (точнее – “балете-оратории”) эти две истории излагаются параллельно: былинная история про братьев – в ораториальных эпизодах, начинающих и заканчивающих каждый из двух актов, а история про колдуна, казаков, Данилу и Катерину – в балете, между ораториальными эпизодами. Таким образом, оба жанра и истории движутся к финалу, где, объединяясь, разъясняют друг друга и все наросшие мистические детали: колдовство злодея, таинственного всадника, руки мертвецов из-под земли и т.д.
Но, может быть, еще в большем осмыслении нуждаются не акцентированные нарочито Гоголем, и даже, может быть, скрытые от невнимательного наблюдателя (хотя название “Страшная месть” и развязка повести недвусмысленно ставит в центр именно тему мести, а следовательно – и прощения), но крайне важные в философском и христианском плане тема прощения или непрощения греха, наказания или “ненаказания” грешника, темы, многогранно выраженной в сюжете в противостоянии Данилы и колдуна, Катерины и колдуна, монаха и колдуна и, конечно, Ивана и Петра.
Желающим познакомиться с музыкой по предлагаемой технически весьма несовершенной записи (сделанной автором давно еще на кассетный магнитофон на рояле), советую внимательно параллельно читать описание происходящего на сцене, оно содержит ряд интересных и красивых сценических решений, и музыка раскрывает свой эмоциональный ряд лишь во взаимодействии с содержанием и воображаемым “видеорядом” (в этом плане специально приглашаем обратить внимание на симфоническую картину “Чуден Днепр” и аналогичные сцены, где хореографическими средствами изображаются картины величественной природы). Автор с благодарностью вспоминает работу с балетмейстером Ольгой Тарасовой, соавтором либретто, давшей множество красивых и плодотворных идей, побуждавших к музыкальному воплощению.
Спасибо за внимание к этому сочинению, не судите, пожалуйста, строго несовершенства авторского демо-исполнения, как рояльного, так и вокального, мне будет приятно, если балет и в этом виде доставит вам удовольствие.