№30 “Бег­ство и финал” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…..
       Всту­па­ет неви­ди­мый хор. Он доска­зы­ва­ет раз­вяз­ку обе­их исто­рий, объ­еди­ня­ю­щую их воеди­но.
       Как умер Пет­ро, при­звал Бог души обе­их бра­тьев на суд. (Опро­ме­тью, не раз­би­рая доро­ги, несет­ся кол­дун. “Ему чуди­лось, что все со всех сто­рон бежа­ло ловить его: дере­вья, как буд­то живые (…) сили­лись заду­шить его. Сама доро­га, чуди­лось, мча­лась по сле­дам его”.
       Велик грех Пет­ро, и казнь ему выби­ра­ет сам Иван: “Пусть будет так, что­бы все потом­ство пре­да­те­ля не име­ло бы сча­стья на зем­ле. Чтоб послед­ний в роду был такой зло­дей, како­го и не быва­ло на све­те” — пере­кры­вая все зву­чит гроз­ный голос Ива­на. (Дани­ло, Кате­ри­на, про­чие жерт­вы Кол­ду­на как бы ука­зы­ва­ют ему путь к роко­вой рас­пла­те).
       “И от каж­до­го его зло­дей­ства что­бы деды и пра­де­ды его, тер­пя муку , неве­до­мую на све­те, под­ни­ма­лись бы из могил”. (Вет­ви-руки тянут­ся схва­тить зло­дея).

       Тут на вре­мя пре­ры­ва­ет­ся повест­во­ва­ние хора, и кол­дун вры­ва­ет­ся в келью схим­ни­ка в лесу и бро­са­ет­ся к его ногам. “Отец! Молись! Молись о погиб­шей душе!” Схим­ник хочет молить­ся, но жерт­вы кол­ду­на окру­жа­ют его, не поз­во­ляя свер­шить молит­ву. “Нет, неслы­хан­ный греш­ник, нет тебе поми­ло­ва­ния”, — “А, ты сме­ешь­ся надо мной!” — вскри­чал кол­дун, как беше­ный кинул­ся он и убил схим­ни­ка. И вновь обра­ща­ет­ся кол­дун в бег­ство.

        “И когда при­дет час меры в зло­дей­ствах того чело­ве­ка”, (в какую бы сто­ро­ну ни бежал кол­дун, он неот­вра­ти­мо при­бли­жа­ет­ся к Ива­ну-мсти­те­лю), “Пусть он при­дет ко мне” (все, о чем гово­рит Иван, свер­ша­ет­ся). “И бро­шу я его с той горы в самый глу­бо­кий про­вал, и все мерт­ве­цы, его деды и пра­де­ды, вес потя­нут­ся грызть его за все те муки, что он нано­сил им. А Иуда Пет­ро чтоб не мог под­нять­ся из зем­ли, чтоб чрез то еще силь­нее ста­но­ви­лась его боль “.
       “Страш­ную казнь измыс­лил ты, чело­ве­че, да будет все по сло­ву тво­е­му. Но и тебе не бывать в цар­ствии небес­ном, пока будешь сто­ять на коне сво­ем” — таков при­го­вор Бога.
       И все так сбы­лось, как было ска­за­но. На сцене свет­ле­ет: жерт­вы, винов­ные и невин­ные при­не­се­ны, круг мести замкнул­ся. И вновь “воль­но и плав­но мчит сквозь леса и горы пол­ные воды свои Днепр”.

 пол­ный текст :
        Как умер Пет­ро, при­звал бог души обо­их бра­тьев, Пет­ра и Ива­на, на суд. «Вели­кий есть греш­ник сей чело­век Пет­ро! Иване! не выбе­ру я ему каз­ни; выбе­ри ты сам ему казнь по оби­де!» Дол­го думал Иван, вымыш­ляя казнь, и, нако­нец, ска­зал: «Вели­кую оби­ду нанес мне сей чело­век: пре­дал сво­е­го бра­та, как Иуда, и лишил меня чест­но­го мое­го рода и потом­ства на зем­ле. А чело­век без чест­но­го рода и потом­ства, что хлеб­ное семя, кину­тое в зем­лю и про­пав­шее даром в зем­ле.

 * * *

       Сде­лай же, боже, так, что­бы все потом­ство его не име­ло бы сча­стия на зем­ле! что­бы послед­ний в роде был та¬кой зло­дей, како­го и но быва­ло на све­те! И от каж­до­го его зло­дей­ства что­бы деды и пра­де­ды его не име­ли бы покоя в гро­бах и, тер­пя муку, неве­до­мую на све­те, поды­ма­лись бы из могил! А Иуда Пет­ро что­бы не в силах был под­нять­ся и ел бы, как беше­ный, зем­лю, и кор­чил­ся бы 

под зем­лею!

 * * * 

       И когда при­дет час меры и зло­дей­ствах того чело­ве­ка, поды­ми меня, боже, из того про­ва­ла на самую высо­кую гору, и пусть при­дет он ко мне, и поды­му я его над без­дной, и не будет ему поща­ды, и бро­шу я его с той горы в самый глу­бо­кий про­вал, и все мерт­ве­цы, его деды и пра­де­ды, чтоб все потя­ну­лись грызть его за те муки, что он нано­сил им! А Иуда Пет­ро что­бы не мог под­нять­ся из зем­ли, что­бы рвал­ся грызть и себе, но грыз бы само­го себя, чтоб чрез то еще силь­нее ста­но­ви­лась его боль».

 * * * 

        «Страш­ную казнь измыс­лил ты, чело­ве­че! Да сбу­дет­ся все по сло­ву тво­е­му, но и тебе не быть в цар­ствии небес­ном, пока будешь сидеть там на коне сво­ем!» И всё так сбы­лось, как было ска­за­но: и доныне сто­ит на Кар­па­те див­ный рыцарь, и гля­дит он с тех пор с той горы Кри­ван как сбы­ва­ет­ся, испол­ня­ет­ся эта страш­ная, неви­дан­ная, бес­по­щад­ная, люто-лютая, но заслу­жен­но неиз­беж­ная, спра­вед­ли­вая месть. 

Прокрутить вверх