№30 “Бегство и финал” .….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….…..
Вступает невидимый хор. Он досказывает развязку обеих историй, объединяющую их воедино.
Как умер Петро, призвал Бог души обеих братьев на суд. (Опрометью, не разбирая дороги, несется колдун. “Ему чудилось, что все со всех сторон бежало ловить его: деревья, как будто живые (…) силились задушить его. Сама дорога, чудилось, мчалась по следам его”.
Велик грех Петро, и казнь ему выбирает сам Иван: “Пусть будет так, чтобы все потомство предателя не имело бы счастья на земле. Чтоб последний в роду был такой злодей, какого и не бывало на свете” — перекрывая все звучит грозный голос Ивана. (Данило, Катерина, прочие жертвы Колдуна как бы указывают ему путь к роковой расплате).
“И от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его, терпя муку , неведомую на свете, поднимались бы из могил”. (Ветви-руки тянутся схватить злодея).
Тут на время прерывается повествование хора, и колдун врывается в келью схимника в лесу и бросается к его ногам. “Отец! Молись! Молись о погибшей душе!” Схимник хочет молиться, но жертвы колдуна окружают его, не позволяя свершить молитву. “Нет, неслыханный грешник, нет тебе помилования”, — “А, ты смеешься надо мной!” — вскричал колдун, как бешеный кинулся он и убил схимника. И вновь обращается колдун в бегство.
“И когда придет час меры в злодействах того человека”, (в какую бы сторону ни бежал колдун, он неотвратимо приближается к Ивану-мстителю), “Пусть он придет ко мне” (все, о чем говорит Иван, свершается). “И брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, вес потянутся грызть его за все те муки, что он наносил им. А Иуда Петро чтоб не мог подняться из земли, чтоб чрез то еще сильнее становилась его боль “.
“Страшную казнь измыслил ты, человече, да будет все по слову твоему. Но и тебе не бывать в царствии небесном, пока будешь стоять на коне своем” — таков приговор Бога.
И все так сбылось, как было сказано. На сцене светлеет: жертвы, виновные и невинные принесены, круг мести замкнулся. И вновь “вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои Днепр”.
полный текст :
Как умер Петро, призвал бог души обоих братьев, Петра и Ивана, на суд. «Великий есть грешник сей человек Петро! Иване! не выберу я ему казни; выбери ты сам ему казнь по обиде!» Долго думал Иван, вымышляя казнь, и, наконец, сказал: «Великую обиду нанес мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного моего рода и потомства на земле. А человек без честного рода и потомства, что хлебное семя, кинутое в землю и пропавшее даром в земле.
* * *
Сделай же, боже, так, чтобы все потомство его не имело бы счастия на земле! чтобы последний в роде был та¬кой злодей, какого и но бывало на свете! И от каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не имели бы покоя в гробах и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил! А Иуда Петро чтобы не в силах был подняться и ел бы, как бешеный, землю, и корчился бы
под землею!
* * *
И когда придет час меры и злодействах того человека, подыми меня, боже, из того провала на самую высокую гору, и пусть придет он ко мне, и подыму я его над бездной, и не будет ему пощады, и брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, чтоб все потянулись грызть его за те муки, что он наносил им! А Иуда Петро чтобы не мог подняться из земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, чтоб чрез то еще сильнее становилась его боль».
* * *
«Страшную казнь измыслил ты, человече! Да сбудется все по слову твоему, но и тебе не быть в царствии небесном, пока будешь сидеть там на коне своем!» И всё так сбылось, как было сказано: и доныне стоит на Карпате дивный рыцарь, и глядит он с тех пор с той горы Криван как сбывается, исполняется эта страшная, невиданная, беспощадная, люто-лютая, но заслуженно неизбежная, справедливая месть.