Комментарий исполнителя (АА)

            Зачем же играть еще раз Тре­тий Рах­ма­ни­но­ва?? — этот вопрос сто­ит в этом гран­ди­оз­ном сочи­не­нии даже несколь­ко ост­рее, чем в дру­гих подоб­ных вели­ких и “слиш­ком попу­ляр­ных” про­из­ве­де­ни­ях. Конеч­но, для себя я отве­тил на него. Не сбра­сы­вая со сче­тов то, что для пиа­ни­ста испол­не­ние этой вещи — как для аль­пи­ни­ста схо­дить на Джо­мо­лунг­му: если ты это­го не сде­ла­ешь хоть одна­жды, ты не можешь счи­тать себя насто­я­щим аль­пи­ни­стом. Да, это наша Джо­мо­лунг­ма — все зна­ют. Но это­го все же мало­ва­то.

            Глав­ный вопрос здесь — мож­но ли счи­тать, что все уже слы­ша­ли этот кон­церт в том виде, в кото­ром он был замыс­лен в небес­ных сфе­рах. Или он все еще ждет сво­е­го “спа­си­те­ля”, изба­ви­те­ля от непо­ни­ма­ний, пут, при­вы­чек и услов­но­стей? Слы­шал ли кто-либо на зем­ле (вклю­чая само­го вели­ко­го Рах­ма­ни­но­ва (?!), про­сти, Гос­по­ди!) его так: совер­шен­но, рас­крыв­ше­го все свои кра­со­ты и глу­би­ны, щед­ро рас­сы­пан­ные там? Или это слы­ша­ли пока толь­ко анге­лы?

            Конеч­но, наде­юсь, вы пони­ма­е­те: я далек от мыс­ли, что имен­но мне это уда­лось (это было бы смеш­но), одна­ко имен­но стрем­ле­ние к это­му недо­сти­жи­мо­му на зем­ле совер­шен­ству, чув­ство и вера, что оно где-то есть и дости­жи­мо, пусть и не в пол­ной сте­пе­ни, вело меня, когда я вкла­ды­вал те огром­ные уси­лия, кото­рые неиз­беж­но берет от пиа­ни­ста (в каче­стве дани и жерт­вы) этот кон­церт. Если попро­бо­вать ска­зать корот­ко, это про­из­ве­де­ние долж­но полу­чить­ся:

  • неве­ро­ят­но пре­крас­ным
  • гран­ди­оз­ным
  • глу­бо­ко чело­веч­ным

И да, я отлич­но знаю, какие места и сущ­но­сти я хочу “оправ­дать” в этой сво­ей интер­пре­та­ции. Риск­ну корот­ко (конеч­но же, не пол­но — слиш­ком мно­го) пере­чис­лить неко­то­рые из них.

            Весь кон­церт. Один из глав­ных прин­ци­пов, кото­рый я вывел из все­го сво­е­го опы­та: давай музы­ке все­го (зву­ка, руба­то, инто­ни­ро­ва­ния, педа­ли) столь­ко, сколь­ко тре­бу­ет пол­ная выра­зи­тель­ность — не эко­номь: ты ничем не огра­ни­чен, кро­ме смыс­ла дан­ной музы­ки, про­сто под­чи­нись ей. А смысл здесь зача­стую тре­бу­ет неве­ро­ят­ной интен­сив­но­сти чув­ства, истин­но­го насла­жде­ния. Поэто­му часто в обра­ще­нии со вре­ме­нем, напри­мер, я поз­во­ляю себе гораз­до боль­ше, чем это обыч­но на слу­ху — я чув­ствую, что это­го тре­бу­ет музы­ка — и я под­чи­ня­юсь ей и толь­ко ей.

            1 часть. Отда­вая себе отчет в том что я в безум­ной сме­ло­сти не под­чи­ня­юсь в B‑dur’ной побоч­ной теме выстав­лен­но­му авто­ром “a tempo”, силь­но про­ги­баю, зани­жаю темп, все же эта тема настоль­ко пре­крас­на, что я не могу сыг­рать ее быст­рее, я дол­жен насла­дить­ся ей в пол­ной мере (не забы­вай­те, что это a tempo Moderato! — так у Рах­ма­ни­но­ва). К таким местам пол­но­го насла­жде­ния я отнес бы и раз­ные пре­крас­ные бла­жен­ные Es-dur’ы (в каден­ции, в эпи­зо­де 3‑й части).

            Отдель­но я хотел бы отме­тить зада­чу выстра­и­ва­ния длин­ных линий. Здесь я отме­чу как труд­ней­шую зада­чу целую раз­ра­бот­ку 1‑й части (14 стра­ниц, ~5 минут), кото­рая долж­на выгля­деть “одной дугой”, ни в коем слу­чае не рас­па­дать­ся на ряд мел­ких эпи­зо­дов. Да, это совсем нелег­ко. Так же стро­ит­ся и финаль­ная часть (вся репри­за 3‑й части), кото­рая есть одно пря­мое стре­ми­тель­ное уско­ре­ние. Здесь сущ­ност­но важ­но брать бес­ком­про­мисс­ные тем­пы, никак не огра­ни­чен­ные ваши­ми тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми: послед­ние долж­ны про­сто сле­до­вать за тре­бо­ва­ни­я­ми музы­ки, под­чи­нять­ся ей (а вовсе не рукам, при чем здесь руки?).

            Ну и еще надо про Adagio (2‑я часть). Оно долж­но быть истин­ным, шикар­ным, как еще ска­жешь? Одно сло­во: насто­я­щий Des-dur — этим все ска­за­но! Не надо, не надо торо­пить­ся, насла­ди­тесь все­ми пово­ро­та­ми поли­фо­ни­че­ских инто­на­ций, кото­рые рас­сы­па­ны там в изоби­лии. И после­ду­ю­щие вари­а­ции не долж­ны быст­ро раз­го­нять­ся, надо себя посто­ян­но сдер­жи­вать, нахо­дить­ся в боре­нии меж­ду быст­рым и мед­лен­ным.

            Нет, конеч­но, не могу я здесь рас­ска­зать даже глав­но­го — про­шу, про­сто слу­шай­те эту вели­кую музы­ку и насла­ждай­тесь! Если мне уда­лось хоть чуть при­не­сти вам это чув­ство,  при­бли­зить ее к тому завет­но­му, ангель­ско­му вари­ан­ту — про­шу, про­щай­те мне мои гре­хи: музы­каль­ные, тех­ни­че­ские и про­чие, коих мно­же­ство. Про­сти, Гос­по­ди, и спа­си­бо Тебе!

Прокрутить вверх