Либретто хореографической поэмы:

ВАЛЬС

В про­све­тах сре­ди мча­щих­ся вих­рем туч мель­ка­ют валь­си­ру­ю­щие пары. Об­лака посте­пен­но рас­се­и­ва­ют­ся: виден ог­ромный зал (А: т. 66), запол­нен­ный танцую­щими.

Сце­на осве­ща­ет­ся всё силь­нее. Блеск люстр зали­ва­ет зал (В:  т. 148). Перед нами импе­ра­тор­ский двор в 1655 году.

Ком­мен­та­рий испол­ни­те­ля (АА):

          Не надо быть про­вид­цем, что­бы понять лег­ко­чи­та­е­мый смысл это­го про­ро­че­ско­го сочи­не­ния: Так, тан­цуя и весе­лясь, импе­рия (Авст­ро — Вен­грия), а с ней и весь мир несет­ся к неми­ну­е­мой ката­стро­фе.

          И, хотя сам Равель откре­щи­вал­ся от это­го тол­ко­ва­ния, гово­рил, что это все­го лишь апо­фе­оз валь­са, мы  не можем не пом­нить, что сочи­не­ние было заду­ма­но до 1914 года, а закон­че­но уже после вой­ны, зна­ем про 4 года пре­бы­ва­ния в армии (подо­рвав­шее его здо­ро­вье), пусть и в роли води­те­ля гру­зо­ви­ка — такие вещи не забы­ва­ют­ся и не про­хо­дят даром. Да и конец жиз­ни ком­по­зи­то­ра, конеч­но, не остав­ля­ет ощу­ще­ния опти­миз­ма и душев­но­го здо­ро­вья.*

          Я неод­но­крат­но гово­рил, испол­няя этот вальс до 2014 года о пре­ду­пре­жда­ю­щем смыс­ле его, теперь же мы нахо­дим­ся уже внут­ри ситу­а­ции и наблю­да­ем это. Увы, исто­рия повто­ря­ет­ся (хоть и по-ново­му), а пре­ду­пре­жде­ния бес­по­лез­ны…

—————————————-
*  «На кон­цер­тах его апа­тич­ное пове­де­ние, пустое выра­же­ние лица выгля­де­ло как «напу­ган­ное», и поэто­му он боль­ше не пытал­ся гово­рить, но, сидя меж­ду нами, он про­из­во­дил впе­чат­ле­ние чело­ве­ка, нахо­дя­ще­го­ся на гра­ни умствен­ной отста­ло­сти, а его рас­ту­щая вспыль­чи­вость каза­лась все более оче­вид­на» — таких сви­де­тельств мно­го, и вряд ли все это обу­слов­лен толь­ко кон­крет­ной авто­ка­та­стро­фой или наслед­ствен­ны­ми явле­ни­я­ми (нев­ро­ло­ги­че­ской симп­то­ма­ти­кой, как рав­но­душ­но писа­ли меди­ки).

Прокрутить вверх