Либретто хореографической поэмы:
ВАЛЬС
В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал (А: т. 66), заполненный танцующими.
Сцена освещается всё сильнее. Блеск люстр заливает зал (В: т. 148). Перед нами императорский двор в 1655 году.
Комментарий исполнителя (АА):
Не надо быть провидцем, чтобы понять легкочитаемый смысл этого пророческого сочинения: Так, танцуя и веселясь, империя (Австро — Венгрия), а с ней и весь мир несется к неминуемой катастрофе.
И, хотя сам Равель открещивался от этого толкования, говорил, что это всего лишь апофеоз вальса, мы не можем не помнить, что сочинение было задумано до 1914 года, а закончено уже после войны, знаем про 4 года пребывания в армии (подорвавшее его здоровье), пусть и в роли водителя грузовика — такие вещи не забываются и не проходят даром. Да и конец жизни композитора, конечно, не оставляет ощущения оптимизма и душевного здоровья.*
Я неоднократно говорил, исполняя этот вальс до 2014 года о предупреждающем смысле его, теперь же мы находимся уже внутри ситуации и наблюдаем это. Увы, история повторяется (хоть и по-новому), а предупреждения бесполезны…
—————————————-
* «На концертах его апатичное поведение, пустое выражение лица выглядело как «напуганное», и поэтому он больше не пытался говорить, но, сидя между нами, он производил впечатление человека, находящегося на грани умственной отсталости, а его растущая вспыльчивость казалась все более очевидна» — таких свидетельств много, и вряд ли все это обусловлен только конкретной автокатастрофой или наследственными явлениями (неврологической симптоматикой, как равнодушно писали медики).