Комментарий исполнителя (АА)
Что важно для меня в этой замечательной и любимой мной сонате? Конечно же — МОРЕ!* Постоянно видимый и постоянно ощущаемый мной этот образ во всей его изменчивости: от величественно-спокойного до вздымающихся грандиозных и медленных в своем величии валов, от переливающейся сверкающей ряби, до стремительно несущейся куда-то струи — именно этот образ управляет всем здесь, в этой музыке. Именно это состояние и свойство исполнения Метнер точнейшим образом называл для себя “рельсой воображения” — именно она (точный внутренний образ, вплоть до зрительного) управляет всем в музыке: темпом, интонированием, звуком и прочим, она не дает отклониться в любом параметре от правильного для этого образа точного значения. И в конечном счете эта, случившаяся в результате звуковая картина, должна таинственным, загадочным образом передавать этот воображаемый образ слушателям — в этом одно из чудес музыки!
Еще добавлю, что с точки зрения исполнительской технологии мне было крайне важно сохранить величественное мерное симфоническое движение в этой музыке. В сочетании с невероятной свободой в гибкости рубато, на мой взгляд, они вместе образуют тот невероятно важный “вкус скрябинской музыки”, которого, откровенно говоря, мне часто слишком недостает в большинстве интерпретаций (заметьте, сам Скрябин ощутимо держит это симфоническое движение в своих исполнениях — на это стоит обратить специальное внимание: конечно же, его сонаты — это симфонии, а не свободные импровизации). С этой точки зрения я могу отнести это исполнение к “восстанавливающим справедливость” (хотя, казалось бы, в целом и внешнем, в общем образе обеих частей у разных пианистов как бы довольно мало расхождений — но не по сути!).
А вторая часть должна быть, по содержанию и по определению самого Скрябина (Presto, половинка = 96–100) стремительной, безудержно несущейся вперед, к финальному аккорду (но при этом не терять огромной свободы и гибкости!).
____________
* Мне неизвестен источник этого “расхожего” высказывания, но это и неважно — настолько очевиден в музыке этот образ.