Комментарий исполнителя (АА)

            Что важ­но для меня в этой заме­ча­тель­ной и люби­мой мной сона­те? Конеч­но же — МОРЕ!* Посто­ян­но види­мый и посто­ян­но ощу­ща­е­мый мной этот образ во всей его измен­чи­во­сти: от вели­че­ствен­но-спо­кой­но­го до взды­ма­ю­щих­ся гран­ди­оз­ных и мед­лен­ных в сво­ем вели­чии валов, от пере­ли­ва­ю­щей­ся свер­ка­ю­щей ряби, до стре­ми­тель­но несу­щей­ся куда-то струи — имен­но этот образ управ­ля­ет всем здесь, в этой музы­ке. Имен­но это состо­я­ние и свой­ство испол­не­ния Мет­нер точ­ней­шим обра­зом назы­вал для себя “рель­сой вооб­ра­же­ния” — имен­но она (точ­ный внут­рен­ний образ, вплоть до зри­тель­но­го) управ­ля­ет всем в музы­ке: тем­пом, инто­ни­ро­ва­ни­ем, зву­ком и про­чим, она не дает откло­нить­ся в любом пара­мет­ре от пра­виль­но­го для это­го обра­за точ­но­го зна­че­ния. И в конеч­ном сче­те эта, слу­чив­ша­я­ся в резуль­та­те зву­ко­вая кар­ти­на, долж­на таин­ствен­ным, зага­доч­ным обра­зом пере­да­вать этот вооб­ра­жа­е­мый образ слу­ша­те­лям — в этом одно из чудес музы­ки!

            Еще добав­лю, что с точ­ки зре­ния испол­ни­тель­ской тех­но­ло­гии мне было крайне важ­но сохра­нить вели­че­ствен­ное мер­ное сим­фо­ни­че­ское дви­же­ние в этой музы­ке. В соче­та­нии с неве­ро­ят­ной сво­бо­дой в гиб­ко­сти руба­то, на мой взгляд, они вме­сте обра­зу­ют тот неве­ро­ят­но важ­ный “вкус скря­бин­ской музы­ки”, кото­ро­го, откро­вен­но гово­ря, мне часто слиш­ком недо­ста­ет в боль­шин­стве интер­пре­та­ций (заметь­те, сам Скря­бин ощу­ти­мо дер­жит это сим­фо­ни­че­ское дви­же­ние в сво­их испол­не­ни­ях — на это сто­ит обра­тить спе­ци­аль­ное вни­ма­ние: конеч­но же, его сона­ты — это сим­фо­нии, а не сво­бод­ные импро­ви­за­ции). С этой точ­ки зре­ния я могу отне­сти это испол­не­ние к “вос­ста­нав­ли­ва­ю­щим спра­вед­ли­вость” (хотя, каза­лось бы, в целом и внеш­нем, в общем обра­зе обе­их частей у раз­ных пиа­ни­стов как бы доволь­но мало рас­хож­де­ний — но не по сути!).

            А вто­рая часть долж­на быть, по содер­жа­нию и по опре­де­ле­нию само­го Скря­би­на (Presto, поло­вин­ка = 96–100) стре­ми­тель­ной, без­удерж­но несу­щей­ся впе­ред, к финаль­но­му аккор­ду (но при этом не терять огром­ной сво­бо­ды и гиб­ко­сти!).

____________
*  Мне неиз­ве­стен источ­ник это­го “рас­хо­же­го” выска­зы­ва­ния, но это и неваж­но — настоль­ко оче­ви­ден в музы­ке этот образ.

Прокрутить вверх