И жук отлетает, и кровь покидает траву,
Едва умирая.
И ты понимаешь, зачем я так странно живу.
И я понимаю.
В. Пуханов
Сочинение и исполнение всегда существовали для меня в равной пропорции (несколько меняясь на протяжении жизни в соотношении), а преподавание всегда было мне в радость. И, хотя, как и все, я отдаю естественный приоритет сочинению, втайне я догадываюсь, какая из трех деятельностей для меня органичнее. А то, чему я посвятил последние пять лет своей жизни, вообще вызвало бы у меня удивление, если б кто сказал мне об этом раньше. Да, далеко не все мы знаем о себе…
…мой путь, как композитора шел, наверное, естественным путем. “Попробовать всего” — наверное, так можно охарактеризовать мою первую половину жизни как композитора: это было как по внутренним побуждениям (разные и многочисленные стили, которые выбираешь сам), так и по внешним обстоятельствам (области, жанры и сюжеты, которые предоставляет тебе жизнь: отсюда их стили и форматы). А вот во второй половине ты находишь (если повезет и заслужишь), что свойственно именно тебе. Наверное, для меня приоритетом стало просто стремиться трогать сердца людей глубокими чувствами, здесь надо упомянуть три простых слова: красота, выразительность, человечность. А вот в смысле внешней формы этом “моим” стало, похоже, некое “мерцание”, невозможность зафиксироваться на чем-то надолго, постоянная текучесть, неповторность всего: ритма, гармонии, формы…
…ближе к концу жизни я, кажется, понял, что вело меня, заставляло тратить столько времени на разучивание чужой музыки, бесконечное совершенствование навыков. Во-первых, как и все, я получаю невыразимое удовольствие от общения с этими великими людьми и их великой музыкой — это оправдывает все, питает меня. Но вот во-вторых…
Значительная часть великих произведений “вполне довольны своей судьбой” — все их играют примерно одинаково, как этим произведениям свойственно — кто получше, а кто похуже.
Но вот некоторые произведения (и их немало! — это, как правило, самые великие)… Я иногда, в шутку, говорю, что никто никогда не слышал Пятой симфонии Бетховена (это фигурально, потому что именно она пострадала меньше других). Но вот если говорить о произведениях этой категории (таких, как “Hammerklavier”, 32‑я Бетховена, многие другие) — они порой “вопиют” о справедливости, “мечтают” обрести свой истинный вид (во многом записанный в партитуре). Мы легко узнаем этот, истинный их вид — в этом виде они попросту потрясают нас, переворачивают до глубины души. Этот, второй, и самый важный, благородный вид исполнительской деятельности я бы назвал “оправдание великих” и я бы просил слушателей обратить особое внимание на такие исполнения…
…если Бог и дал мне какую способность, то это, наверное способность быстро, коротко и понятно объяснять и показывать любую сущность, во всяком случае, так говорят мои многочисленные ученики…
Похоже, что за жизнь я преподавал практически все предметы доступных мне музыкальных профессий.
Это все и привело меня к тому, что вы увидите в следующей колонке…
…неужели в этом и был смысл всего?!
Весь мой опыт — как практический: композитора и исполнителя, так и преподавательский: привел к мысли о необходимости формулирования и фиксации основных положений исполнительского искусства, во всей их полноте, создания цельной, гармоничной и завершенной системы музыкального образования.
Концентрация ВСЕГО необходимого для музыканта в простой и доступной форме, подъемность этого объема для одного человека — вот что написано на знамени этого нового предмета, который я веду в Московской консерватории.
Остается только поражаться, как могло случиться, что за 300 лет существования исполнительства как отдельной профессии никто не взялся за системное выполнение этой очевидной и вопиющей о своей необходимости задачи…
Жанры:
Сценические
Вокально-симфонические
Симфонические
Фортепианные
Камерные и вокальные
Хоровые
Театр
Кино
Композиторы:
Бах
Моцарт
Бетховен
Шуберт
Шуман
Шопен
Лист
Брамс
Равель
Дебюсси
Скрябин
Рахманинов
Метнер
Прокофьев
(…)
Предметы:
Фортепианный цикл:
Фортепиано (специальность)
Ансамбль
Аккомпанемент
Методика преподавания фортепиано
Композиторский цикл:
Композиция
Инструментовка
Теоретический цикл:
Гармония
Анализ формы
Полифония
Сольфеджио
Музыкальные параметры:
(лежат в основе структуры предмета)
0. (pre). «Текст»
1. «Смыслы»
2. «Лад, тональность/ музыкальная звуковая система»
3. «Темп/ метр (рубато)»
4. «Форма»
5. «Мелодия, интонации (мотивное строение)»
«Ритм» — см. параметры 3 и 10
6. «Гармония»
7. «Фактура (полифония)»
8. «Тембры, звук (красота звука)»
9. «Динамика, баланс»
10. «Педализация (фортепианная)»
11а. «Ритм (уточнение значения — ритмическое интонирование)»
11б. «Мелодическое интонирование (тонкое уточнение времени/силы/высоты ноты)»
12. «Артикуляция (штрихи)»
13. «Мелизмы (расшифровка)»
14а. «Редакция»
14б. «Примечания»
15. «Двигательные проблемы / Аппликатура (пластика)»
Сочинения
Агажанов. “Pax in terra”
(“Мир на земле”)
Симфоническая поэма
(фрагмент: начало)
Агажанов. “Путь поэта“
Вокально-симфоническая поэма
(на стихи М.Лермонтова)
(фрагмент: №7 “Когда волнуется желтеющая нива”/
№8 “Выхожу один я на дорогу”)
Печальный мир
Из цикла “Шесть песен на трехстишия японских поэтов”
№1 (стихи Кобаяси Исса)
Е. Брылева (сопрано)
автор (фортепиано)
Театр — Кино
Прощание в июне
реж. С. Ломкин
(фрагмент фильма: начало)
Исполнительство
Равель
Вальс
(хореографическая поэма)
Преподавание
Дистанционный урок Владивосток — Москва
В рамках инновационного проекта Дисклавир-Россия
(Ассоциация лауреатов конкурса Чайковского; Yamaha)
Президентский грант, 2011
Учебник
Агажанов. “Pax in terra”
(“Мир на земле”)
Симфоническая поэма
(фрагмент: начало)
Агажанов. “Pax in terra”
(“Мир на земле”)
Симфоническая поэма
(фрагмент: начало)
Сочинения
Исполнительство
Преподавание
Учебник