И жук отле­та­ет, и кровь поки­да­ет тра­ву,
Едва уми­рая.
И ты пони­ма­ешь, зачем я так стран­но живу.

И я пони­маю.
                                                        В. Пуха­нов

Сочи­не­ние и испол­не­ние все­гда суще­ство­ва­ли для меня в рав­ной про­пор­ции (несколь­ко меня­ясь на про­тя­же­нии жиз­ни в соот­но­ше­нии), а пре­по­да­ва­ние все­гда было мне в радость. И, хотя, как и все, я отдаю есте­ствен­ный при­о­ри­тет сочи­не­нию, втайне я дога­ды­ва­юсь, какая из трех дея­тель­но­стей для меня орга­нич­нее. А то, чему я посвя­тил послед­ние пять лет сво­ей жиз­ни, вооб­ще вызва­ло бы у меня удив­ле­ние, если б кто ска­зал мне об этом рань­ше. Да, дале­ко не все мы зна­ем о себе…

Agazhanov_kompozitor
Agazhanov_pianist-2
Agazhanov_prepodavatel
Agazhanov_uchebnik

…мой путь, как ком­по­зи­то­ра шел, навер­ное, есте­ствен­ным путем. “Попро­бо­вать все­го” — навер­ное, так мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать мою первую поло­ви­ну жиз­ни как ком­по­зи­то­ра: это было как по внут­рен­ним побуж­де­ни­ям (раз­ные и мно­го­чис­лен­ные сти­ли, кото­рые выби­ра­ешь сам), так и по внеш­ним обсто­я­тель­ствам (обла­сти, жан­ры и сюже­ты, кото­рые предо­став­ля­ет тебе жизнь: отсю­да их сти­ли и фор­ма­ты). А вот во вто­рой поло­вине ты нахо­дишь (если пове­зет и заслу­жишь), что свой­ствен­но имен­но тебе. Навер­ное, для меня при­о­ри­те­том ста­ло про­сто стре­мить­ся тро­гать серд­ца людей глу­бо­ки­ми чув­ства­ми, здесь надо упо­мя­нуть три про­стых сло­ва: кра­со­та, выра­зи­тель­ность, чело­веч­ность. А вот  в смыс­ле внеш­ней фор­мы этом “моим” ста­ло, похо­же, некое “мер­ца­ние”, невоз­мож­ность зафик­си­ро­вать­ся на чем-то надол­го, посто­ян­ная теку­честь, непо­втор­ность все­го: рит­ма, гар­мо­нии, фор­мы…

…бли­же к кон­цу жиз­ни я, кажет­ся, понял, что вело меня, застав­ля­ло тра­тить столь­ко вре­ме­ни на разу­чи­ва­ние чужой музы­ки, бес­ко­неч­ное совер­шен­ство­ва­ние навы­ков. Во-пер­вых, как и все, я полу­чаю невы­ра­зи­мое удо­воль­ствие от обще­ния с эти­ми вели­ки­ми людь­ми и их вели­кой музы­кой — это оправ­ды­ва­ет все, пита­ет меня. Но вот во-вто­рых…
Зна­чи­тель­ная часть вели­ких про­из­ве­де­ний “вполне доволь­ны сво­ей судь­бой” — все их игра­ют при­мер­но оди­на­ко­во, как этим про­из­ве­де­ни­ям свой­ствен­но — кто получ­ше, а кто поху­же.
Но вот неко­то­рые про­из­ве­де­ния (и их нема­ло! — это, как пра­ви­ло, самые вели­кие)… Я ино­гда, в шут­ку, гово­рю, что никто нико­гда не слы­шал Пятой сим­фо­нии Бет­хо­ве­на (это фигу­раль­но, пото­му что имен­но она постра­да­ла мень­ше дру­гих). Но вот если гово­рить о про­из­ве­де­ни­ях этой кате­го­рии (таких, как “Hammerklavier”, 32‑я Бет­хо­ве­на, мно­гие дру­гие) — они порой “вопи­ют” о спра­вед­ли­во­сти, “меч­та­ют” обре­сти свой истин­ный вид (во мно­гом запи­сан­ный в пар­ти­ту­ре). Мы лег­ко узна­ем этот, истин­ный их вид — в этом виде они попро­сту потря­са­ют нас, пере­во­ра­чи­ва­ют до глу­би­ны души. Этот, вто­рой, и самый важ­ный, бла­го­род­ный вид испол­ни­тель­ской дея­тель­но­сти я бы назвал “оправ­да­ние вели­ких” и я бы про­сил слу­ша­те­лей обра­тить осо­бое вни­ма­ние на такие испол­не­ния…

…если Бог и дал мне какую спо­соб­ность, то это, навер­ное спо­соб­ность быст­ро, корот­ко и понят­но объ­яс­нять и пока­зы­вать любую сущ­ность, во вся­ком слу­чае, так гово­рят мои мно­го­чис­лен­ные уче­ни­ки…
Похо­же, что за жизнь я пре­по­да­вал прак­ти­че­ски все пред­ме­ты доступ­ных мне музы­каль­ных про­фес­сий.
Это все и при­ве­ло меня к тому, что вы уви­ди­те в сле­ду­ю­щей колон­ке…

…неуже­ли в этом и был смысл все­го?!
Весь мой опыт — как прак­ти­че­ский: ком­по­зи­то­ра и испол­ни­те­ля, так и пре­по­да­ва­тель­ский: при­вел к мыс­ли о необ­хо­ди­мо­сти фор­му­ли­ро­ва­ния и фик­са­ции основ­ных поло­же­ний испол­ни­тель­ско­го искус­ства, во всей их пол­но­те, созда­ния цель­ной, гар­мо­нич­ной и завер­шен­ной систе­мы музы­каль­но­го обра­зо­ва­ния.

Кон­цен­тра­ция ВСЕГО необ­хо­ди­мо­го для музы­кан­та в про­стой и доступ­ной фор­ме, подъ­ем­ность это­го объ­е­ма для одно­го чело­ве­ка — вот что напи­са­но на зна­ме­ни это­го ново­го пред­ме­та, кото­рый я веду в Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. 

Оста­ет­ся толь­ко пора­жать­ся, как мог­ло слу­чить­ся, что за 300 лет суще­ство­ва­ния испол­ни­тель­ства как отдель­ной про­фес­сии никто не взял­ся за систем­ное выпол­не­ние этой оче­вид­ной и вопи­ю­щей о сво­ей необ­хо­ди­мо­сти зада­чи…

Жан­ры:
Сце­ни­че­ские

Вокаль­но-сим­фо­ни­че­ские
Сим­фо­ни­че­ские
Фор­те­пи­ан­ные
Камер­ные и вокаль­ные
Хоро­вые
Театр
Кино

Ком­по­зи­то­ры:
Бах
Моцарт
Бет­хо­вен
Шуберт
Шуман
Шопен
Лист
Брамс
Равель
Дебюс­си
Скря­бин
Рах­ма­ни­нов
Мет­нер
Про­ко­фьев
(…)

Пред­ме­ты:
Фор­те­пи­ан­ный цикл:
Фор­те­пи­а­но (спе­ци­аль­ность)
Ансамбль
Акком­па­не­мент
Мето­ди­ка пре­по­да­ва­ния фор­те­пи­а­но
Ком­по­зи­тор­ский цикл:
Ком­по­зи­ция
Инстру­мен­тов­ка
Тео­ре­ти­че­ский цикл:
Гар­мо­ния
Ана­лиз фор­мы
Поли­фо­ния
Соль­феджио

Музы­каль­ные пара­мет­ры:
(лежат в осно­ве струк­ту­ры пред­ме­та)
0.
(pre). «Текст»
1.
«Смыс­лы»
2.
«Лад, тональность/ музы­каль­ная зву­ко­вая систе­ма»
3.
«Темп/ метр (руба­то)»
4.
«Фор­ма»
5.
«Мело­дия, инто­на­ции (мотив­ное стро­е­ние)»
      «Ритм» — см. пара­мет­ры 3 и 10
6.
«Гар­мо­ния»
7.
«Фак­ту­ра (поли­фо­ния)»
8.
«Темб­ры, звук (кра­со­та зву­ка)»
9.
«Дина­ми­ка, баланс»
10.
«Педа­ли­за­ция (фор­те­пи­ан­ная)»
11а.
«Ритм (уточ­не­ние зна­че­ния — рит­ми­че­ское инто­ни­ро­ва­ние)»
11б. «Мело­ди­че­ское инто­ни­ро­ва­ние (тон­кое уточ­не­ние времени/силы/высоты ноты)»
12.
«Арти­ку­ля­ция (штри­хи)»
13.
«Мелиз­мы (рас­шиф­ров­ка)»
14а. «Редак­ция»
14б. «При­ме­ча­ния»
15.
«Дви­га­тель­ные про­бле­мы / Аппли­ка­ту­ра (пла­сти­ка)»

Сочи­не­ния

Ага­жа­нов. “Pax in terra”
(“Мир на зем­ле”)
Сим­фо­ни­че­ская поэ­ма
(фраг­мент: нача­ло)

Ага­жа­нов. “Путь поэта“
Вокаль­но-сим­фо­ни­че­ская поэ­ма
(на сти­хи М.Лермонтова)

(фраг­мент№7 “Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива”/
№8 “Выхо­жу один я на доро­гу”)

Печаль­ный мир
Из цик­ла “Шесть песен на трех­сти­шия япон­ских поэтов”
№1 (сти­хи Коба­я­си Исса)
Е. Бры­ле­ва (сопра­но)
автор (фор­те­пи­а­но)

Театр — Кино

Про­ща­ние в июне
реж. С. Лом­кин
(фраг­мент филь­ма: нача­ло)

Испол­ни­тель­ство

Равель
Вальс
(хорео­гра­фи­че­ская поэ­ма)

Пре­по­да­ва­ние

Дистан­ци­он­ный урок Вла­ди­во­сток — Москва
В рам­ках инно­ва­ци­он­но­го про­ек­та Дис­кла­вир-Рос­сия
(Ассо­ци­а­ция лау­ре­а­тов кон­кур­са Чай­ков­ско­го; Yamaha) 
Пре­зи­дент­ский грант, 2011

Учеб­ник

Agazhanov_uchebnik-1

Ага­жа­нов. “Pax in terra”
(“Мир на зем­ле”)
Сим­фо­ни­че­ская поэ­ма
(фраг­мент: нача­ло)

Agazhanov_uchebnik-2

Ага­жа­нов. “Pax in terra”
(“Мир на зем­ле”)
Сим­фо­ни­че­ская поэ­ма
(фраг­мент: нача­ло)

Сочи­не­ния

Испол­ни­тель­ство

Пре­по­да­ва­ние

Учеб­ник

Прокрутить вверх