Что такое  “пра­виль­но и хоро­шо испол­нить дан­ное музы­каль­ное про­из­ве­де­ние”?

         Пра­виль­но и хоро­шо испол­нить дан­ное музы­каль­ное про­из­ве­де­ние зна­чит — извлечь из нот­но­го тек­ста, остав­лен­но­го нам вели­ким ком­по­зи­то­ром (в виде неко­го “заве­ща­ния”, тре­бу­ю­ще­го осмыс­ле­ния и рас­шиф­ров­ки) мак­си­мум его выра­зи­тель­но­сти. Луч­шие про­из­ве­де­ния, кото­рые мы выби­ра­ем для испол­не­ния долж­ны потря­сти слу­ша­те­ля до глу­би­ны души — на мень­шее не сто­ит согла­шать­ся!

         Для это­го надо пони­мать и чув­ство­вать ВСЕ (всю инфор­ма­цию), кото­рую ком­по­зи­тор зало­жил в про­из­ве­де­ние: часть инфор­ма­ции носит откры­тый харак­тер (“вид­на нево­ору­жен­ным гла­зом”), часть — скры­та (“не вид­на нево­ору­жен­ным гла­зом”)* — ИКАМ учит пони­мать , чув­ство­вать и прак­ти­че­ски вопло­щать такую инфор­ма­цию: для это­го необ­хо­ди­мо пони­мать о музы­ке ВСЕ (не иметь про­бе­лов в обра­зо­ва­нии) — имен­но это “напи­са­но на зна­ме­ни ИКАМ”.

———————–
*  Полез­но про­чи­тать на эту тему снос­ки 3, 4, 5 к “Пяти крат­ким пра­ви­лам испол­не­ния музы­каль­но­го про­из­ве­де­ния” на стр. 23 - эти пра­ви­ла откры­ва­ют изу­че­ние всех базо­вых сущ­но­стей, и они же закры­ва­ют изу­че­ние: ста­но­вят­ся ито­гом все­го изу­чен­но­го.

       Конеч­ной целью музы­кан­та-испол­ни­те­ля явля­ет­ся такое испол­не­ние, кото­рое воз­дей­ству­ет на слу­ша­те­ля мак­си­маль­но силь­но: вызы­ва­ет у него пере­жи­ва­ние, удо­воль­ствие, потря­се­ние.

       Пони­мая, что луч­шие про­из­ве­де­ния (кото­рые обыч­но и выби­ра­ют­ся испол­ни­те­лем) име­ют имен­но такую потен­ци­аль­ную силу воз­дей­ствия, и стре­мясь к это­му, музы­кант дол­жен усмот­реть (а так­же почув­ство­вать), в нот­ном тек­сте, а затем и услы­шать внут­рен­ним слу­хом все то, что слы­шал (пере­жи­вал) гени­аль­ный ком­по­зи­тор и доне­сти это до слу­ша­те­ля посред­ством пра­виль­но выпол­нен­ных дви­же­ний.

       Это­му про­сто­му в опи­са­нии про­цес­су музы­кан­ты учат­ся обыч­но лет 20, а если гово­рить серьез­но — всю жизнь (посколь­ку коли­че­ство и уро­вень про­блем музы­ки как явле­ния чрез­вы­чай­но велик, мож­но ска­зать — “бес­ко­не­чен”).

       Но этот объ­ем задач не дол­жен вызы­вать чув­ство стра­ха или неуве­рен­но­сти у уча­ще­го­ся — ска­зан­ное вовсе не озна­ча­ет, что это­му нель­зя научить­ся: “Доро­гу оси­лит иду­щий” — надо лишь най­ти пра­виль­ную доро­гу!* ИКАМ пред­на­зна­чен имен­но для это­го — дать пол­ное базо­вое обра­зо­ва­ние, поз­во­ля­ю­щее решить постав­лен­ную амби­ци­оз­ную зада­чу (имея в виду наи­луч­шее испол­не­ние дан­но­го про­из­ве­де­ния).

————–
*  У Баха спро­си­ли: «Как вы достиг­ли тако­го?» — Бах отве­тил: «Я был очень упо­рен. Вся­кий, кто будет столь же упо­рен, достиг­нет того же» — такая цита­та поме­ще­на на зад­ней облож­ке учеб­ни­ка: она про­во­жа­ет осво­ив­ше­го базо­вое обра­зо­ва­ние в даль­ней­шее дале­кое и счаст­ли­вое пла­ва­ние!

Прокрутить вверх