Про­бле­ма пол­но­го, завер­шен­но­го про­хож­де­ния пред­ме­та

       Без­услов­но толь­ко ощу­ще­ние завер­шен­но­сти зна­ния рож­да­ет чув­ство уве­рен­но­сти в дан­ной теме. Даёт ли нынеш­няя систе­ма обра­зо­ва­ния такое ощу­ще­ние?

       Рас­смот­рим про­бле­му “школь­но­го” и пол­но­го, завер­шен­но­го про­хож­де­ния пред­ме­та на при­ме­ре пара­мет­ра #6 “Гар­мо­ния”. Осталь­ные пара­мет­ры име­ют ана­ло­гич­ный под­ход.

“Школь­ная гар­мо­ния” и “Пол­ная гар­мо­ния ИКАМ”

      Т.н. “школь­ная гар­мо­ния” (гар­мо­ния, пре­по­да­ва­е­мая тра­ди­ци­он­ным спо­со­бом) явля­ет­ся частич­ным покры­ти­ем более обще­го поня­тия “пол­ная, завер­шен­ная систе­ма гар­мо­нии”. ИКАМ стре­мит­ся предо­ста­вить поль­зо­ва­те­лю это завер­шен­ное пред­став­ле­ние. Рас­смот­рим про­бле­му подроб­нее:

      Необ­хо­ди­мо при­ми­рить два про­ти­во­по­лож­ных (на пер­вый взгляд) мне­ния:

    — “Школь­ная гар­мо­ния” не отра­жа­ет все­го мно­го­об­ра­зия сти­лей гар­мо­нии (не объ­яс­ня­ет музы­ку слож­ных ком­по­зи­то­ров) и пото­му бес­по­лез­на и затрат­на по вре­ме­ни (прак­ти­ка пока­зы­ва­ет, что, к сожа­ле­нию, так дума­ют боль­шин­ство уча­щих­ся)
   — “Школь­ная гар­мо­ния” явля­ет­ся соб­ствен­но гар­мо­ни­ей и пото­му не жал­ко тра­тить огром­ное вре­мя и уси­лия на ее осво­е­ние.

      Окон­ча­тель­но диа­лек­ти­че­ское “при­ми­ре­ние” (син­тез) этих двух рас­про­стра­нен­ных мне­ний тако­во: “школь­ная гар­мо­ния” содер­жит базо­вые осно­вы гораз­до более обшир­ной обла­сти “пол­ной завер­шен­ной систе­мы гар­мо­нии” (пол­ной хро­ма­ти­че­ской систе­мы) и долж­на быть доста­точ­но быст­ро изу­че­на что­бы открыть путь для после­ду­ю­ще­го пол­но­го завер­шен­но­го пони­ма­ния гар­мо­нии. Пол­ное завер­шен­ное пони­ма­ние выра­жа­ет­ся в воз­мож­но­сти:
     — осмыс­лен­но вос­про­из­ве­сти
     — создать
… любое уже извест­ное соче­та­ние аккор­дов — т.е. суще­ству­ю­щие уже извест­ные сти­ли, а так­же создать новое, еще не извест­ное — т.е. новые сти­ли.

ИКАМ предо­став­ля­ет обе состав­ля­ю­щие:

  • жела­ю­щие усо­вер­шен­ство­вать­ся в “школь­ной гар­мо­нии” и доволь­но зна­чи­тель­но уско­рить про­цесс про­хож­де­ния кур­са могут поль­зо­вать­ся при­ло­же­ни­ем “Школь­ная гар­мо­ния” (бро­шю­ра №11), где в усо­вер­шен­ство­ван­ном (уско­рен­ном) вари­ан­те (там вы най­де­те новые, более эффек­тив­но веду­щие к выпол­не­нию тра­ди­ци­он­ных упраж­не­ний: зада­чи, раз­ре­ше­ние аккор­дов, пери­о­ды-моду­ля­ции и т.д. и уско­ря­ю­щие вос­при­я­тие мето­ди­ки) уча­щий­ся может изу­чить ее (“школь­ную гар­мо­нию”) и сдать экза­мен в тра­ди­ци­он­ной систе­ме.

  • жела­ю­щие полу­чить пол­ное завер­шен­ное пред­став­ле­ние о гар­мо­нии любо­го сти­ля и при­ме­нить эти зна­ния для более выра­зи­тель­но­го прак­ти­че­ско­го испол­не­ния про­из­ве­де­ний могут изу­чать непо­сред­ствен­но курс ИКАМ (гла­ва 2.6 учеб­ни­ка + бро­шю­ры №№8, 9, 10). Крайне важ­но, что в отли­чие от тра­ди­ци­он­ной “школь­ной гар­мо­нии” изу­ча­ю­щие полу­чат не толь­ко тео­ре­ти­че­ское пред­став­ле­ние, но и прак­ти­че­ские навы­ки осмыс­лен­но­го выра­зи­тель­но­го испол­не­ния гар­мо­нии в музы­ке любо­го сти­ля посред­ством инно­ва­ци­он­ных мето­дик, изло­жен­ных там.
Прокрутить вверх