priglasheniya


При­гла­ше­ние к клас­си­че­ской музы­ке

муль­ти­ме­дий­ный обра­зо­ва­тель­ный про­ект

 

Глав­ное меню про­ек­та:

Фраг­мент про­ек­та:

Раз­дел ” Отве­ты на вопро­сы, на кото­рые нет отве­тов”
(вопрос №1)

Что такое музы­ка и как она дей­ству­ет на нас?

“Из всех искусств люб­ви музы­ка усту­па­ет
Но и любовь – мело­дия…
/А. Пуш­кин, уста­ми Сальери/

“Из всех искусств люб­ви музы­ка усту­па­ет
Но и любовь – мело­дия…
/А. Пуш­кин, уста­ми Сальери/

Зюс­кинд – К. Рай­кин эпи­зод из  “Кон­тра­ба­са” :

(“чем глуб­же я про­ни­каю в нее, тем мень­ше я в состо­я­нии ска­зать о ней что-либо пут­ное”)

Спо­соб­ность музы­ки выра­зить все, быст­ро и сра­зу

           В том, что музы­ка — самое дей­ствен­ное и глу­бо­ко про­ни­ка­ю­щее из искусств схо­дят­ся прак­ти­че­ски все, в осо­бен­но­сти про­дви­ну­тые дея­те­ли искус­ства и про­чих обла­стей. Это лег­ко пока­зать: попро­буй­те отклю­чить звук в люби­мом филь­ме, в осо­бен­но­сти в какой-то куль­ми­на­ци­он­ной его точ­ке, и вы быст­ро пой­ме­те роль музы­ки в филь­ме или спек­так­ле, узна­е­те то, о чем отлич­но зна­ют и чем поль­зу­ют­ся режис­се­ры, а теперь даже и мене­дже­ры мага­зи­нов, состав­ля­ю­щие музы­каль­ный фон для посе­ти­те­лей. Когда режис­сер  нуж­да­ет­ся в том, что­бы выра­зить нечто, что сло­ва­ми, поня­ти­я­ми, актер­ской игрой выра­зить труд­но или невоз­мож­но, он при­вле­ка­ет на помощь музы­ку и, если она хоро­ша, точ­на для дан­но­го эпи­зо­да, то, едва начав зву­чать, музы­ка попа­да­ет точ­но в цель, рас­ска­зы­ва­ет нам о том, о чем сло­ва­ми рас­ска­зы­вать очень дол­го, да ско­рее все­го и невоз­мож­но.

Вот два при­ме­ра: 

     — “Изгой”, один из куль­ми­на­ци­он­ных момен­тов филь­ма.
[Это — фильм о непред­ска­зу­е­мой судь­бе, роке и муже­стве чело­ве­ка в про­ти­во­сто­я­нии им. До при­во­ди­мо­го эпи­зо­да, герой филь­ма (Том Хэнкс) попал в кру­ше­ние само­ле­та и, про­ве­дя на необи­та­е­мом ост­ро­ве 5 лет, где у него было лишь две ниточ­ки, свя­зы­ва­ю­щие его с жиз­нью: его друг, рас­кра­шен­ный мяч – “Вил­сон” и мысль о люби­мой жене. Нако­нец, он реша­ет, что луч­ше погиб­нуть в борь­бе с морем за насто­я­щую жизнь, чем про­дол­жать живот­ное суще­ство­ва­ние на ост­ро­ве. ]

           О чем рас­ска­за­ла нам эта музы­каль­ная тема? О при­ми­ре­нии с жиз­нью, как она посла­на нам? – может быть. О страш­ном стра­да­нии чело­ве­ка, поте­ряв­ше­го един­ствен­но­го дру­га? – может быть. О люб­ви чело­ве­че­ской и Боже­ской, царя­щей в этом мире, несмот­ря на все его стра­да­ния? – может быть. О том, о чем я даже не поду­мал, а Вы – поду­ма­ли? – навер­ня­ка. Воис­ти­ну, “там где закан­чи­ва­ют­ся сло­ва, начи­на­ет зву­чать музы­ка” (Малер).

       — “Зер­ка­ло” 
Финал филь­ма Тар­ков­ско­го, уво­дя­щий нас в Бес­пре­дель­ность. Тон­чай­ший цени­тель музы­ки и кра­со­ты, Тар­ков­ский, знал, что толь­ко Баху ведо­мо это ощу­ще­ние в пол­ной мере.

Заклю­чи­тель­ный эпи­зод филь­ма “Зер­ка­ло” А. Тар­ков­ско­го

Немно­го нау­ки: музы­ка как систе­ма коле­ба­ний,  люди  и весь мир как систе­ма коле­ба­ний. Резо­нанс меж­ду ними

           А как про­ис­хо­дит это чудо? В чем сек­рет воз­дей­ствия музы­ки на нас? Совсем не одно­зна­чен вопрос, вли­я­ет ли она толь­ко на людей или ее вли­я­нию под­вер­же­ны и коро­вы (?), дере­вья (?), кам­ни (??) и даже малень­кие зеле­ные чело­веч­ки, еже­ли тако­вые суще­ству­ют?

           Все ниже­из­ло­жен­ное сто­ит рас­смат­ри­вать как гипо­те­зу (ибо никто еще не объ­яс­нил, поче­му от соче­та­ния неких зву­ков у людей начи­на­ет выде­лять­ся соле­ная жид­кость из глаз), все же какое-то осно­ва­ние в ниже­из­ло­жен­ном есть.

           Оче­вид­но, что музы­ка это звук, точ­нее систе­ма зву­ков, рож­ден­ная волею ком­по­зи­то­ра. Звук – это физи­че­ские коле­ба­ния с раз­ной часто­той, ампли­ту­дой: сна­ча­ла стру­ны, аку­сти­че­ско­го дина­ми­ка, потом воз­ду­ха, мем­бра­ны наше­го уха и все­го тела. Мож­но утвер­ждать, что не толь­ко звук, но и свет и про­чие виды элек­тро­маг­нит­но­го излу­че­ния, а так­же, как выяс­ня­ет­ся, и вся мате­рия от эле­мен­тар­ных частиц до круп­ней­ших объ­ек­тов типа галак­тик или их скоп­ле­ний явля­ют­ся  по сути коле­ба­тель­ным дви­же­ни­ем.

           “Все в мире – это музы­ка, т.е. интер­ва­лырит­мытемб­рымело­дии… ” – ска­зал как буд­то бы Пифа­гор. “Кра­си­вая сказ­ка, при­ду­ман­ная почи­та­те­лем музы­ки” – ска­жет кто-то, и, быть может, оши­бет­ся. Суди­те сами. Явля­ет­ся ли все в мире неким коле­ба­тель­ным про­цес­сом (или рисун­ком)? Оче­вид­но – да, толь­ко в раз­ных тем­пах. Колеб­лет­ся поверх­ность моря, когда мы лежим на пля­же (и даже когда не лежим или лежим не мы), но вид этих коле­ба­ний уди­ви­тель­но напом­нит нам коле­ба­ние мем­бра­ны литав­ры, если его замед­лить раз в 1000 – те же вол­ны, та же рябь от паде­ния метео­ри­та-палоч­ки, сло­же­ния, вычи­та­ния этих волн. А если иметь в виду соче­та­ния коле­ба­ний моря, воз­ду­ха, лист­вы, зве­рей, птиц, чело­ве­ков – то это уже слож­ней­шая сим­фо­ния, и, дума­ет­ся, не бес­смыс­лен­ная, не слу­чай­ная. Не забудь­те, что и свет – это коле­ба­ния, толь­ко в мега­гер­цах. Ведь и чело­век, как и любой мате­ри­аль­ный пред­мет – это лишь более или менее устой­чи­вый (увы, все мате­ри­аль­ное смерт­но) набор коле­ба­ний. А сле­до­ва­тель­но – интер­ва­лов, т.е. соот­но­ше­ний раз­ных по ско­ро­сти коле­ба­ний. Любые два чело­ве­ка нахо­дят­ся в неком интер­валь­ном соот­но­ше­нии: воз­ни­ка­ет либо кон­со­нанс - созву­чие, либо дис­со­нанс - несо­зву­чие (на самом деле чело­век – это слож­ней­ший набор раз­ных интер­ва­лов, поэто­му и так мно­го­зна­чен поиск дру­га или сво­ей поло­ви­ны). А так­же отдель­ный чело­век вхо­дит (или не вхо­дит) в резо­нанс с какой-то музы­кой, т.е. любит или не любит ее. Но дело рас­про­стра­ня­ет­ся гораз­до даль­ше. Ведь пла­не­ты вра­ща­ют­ся вокруг звез­ды с опре­де­лен­ным пери­о­дом – он изме­ря­ет­ся так­же в гер­цах, толь­ко помед­лен­нее. Сле­до­ва­тель­но —  две пла­не­ты обра­зу­ют во вра­ще­нии некий интер­вал. Если это – кон­со­нанс, лег­ко дога­дать­ся, они не воз­му­ща­ют друг дру­га, если дис­со­нанс – дело хуже, начи­на­ют­ся зем­ле­тря­се­ния, ката­клиз­мы, люди нерв­ни­ча­ют – ужас. Но ведь так же вра­ща­ют­ся и звез­ды, и галак­ти­ки. Вот вам и вся кар­ти­на миро­зда­ния.

Сле­зы и “мураш­ки”

           А теперь, может быть, глав­ный, чело­ве­че­ский, сек­рет музы­ки. То, что музы­ка может вой­ти в резо­нанс с некой мыс­лью, то есть вызвать, напри­мер в голо­ве кон­крет­ный образ: лес, море, девуш­ка с воло­са­ми цве­та льна и т.д. – доста­точ­но оче­вид­но. То, что она лег­ко вхо­дит в резо­нанс с чув­ством – неоспо­ри­мо, это глав­ная спо­соб­ность музы­ки (но толь­ко поду­май­те здесь о том как тон­ко и инту­и­тив­но дол­жен рас­став­лять зву­ки ком­по­зи­тор и потом испол­ни­тель – одна невер­ная нота, взя­та чуть рань­ше или чуть поз­же, и резо­нанс про­пал – ниче­го не про­ис­хо­дит!).  А вот поче­му же текут сле­зы, поче­му про­бе­га­ют “мураш­ки”? Тут выска­зы­ва­ем сле­ду­ю­щее пред­по­ло­же­ние (в таких мате­ри­ях мож­но гово­рить лишь о лич­ном пони­ма­нии, а не об истине). То и дру­гое про­ис­хо­дит с чело­ве­ком тогда, когда он стал­ки­ва­ет­ся с чем-то зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дя­щим его само­го. Это может выра­зить­ся в каких-либо  непре­одо­ли­мых обсто­я­тель­ствах (смерть, рок, опас­ность) – это, оче­вид­но, несет отри­ца­тель­ный отте­нок, но то же может про­изой­ти при встре­че с чем-то невы­ра­зи­мо пре­крас­ным (при­ро­да, кра­со­та, глу­бо­кое рели­ги­оз­ное чув­ство). И, види­мо, луч­шая музы­ка попа­да­ет в эту кате­го­рию. То есть ее, одна­жды создан­ную кон­крет­ную музы­ку, про­из­ве­де­ние, при­хо­дит­ся вос­при­ни­мать как некую реаль­но суще­ству­ю­щую сущ­ность, силу, живу­щую какой-то сво­ей жиз­нью. Она может при­хо­дить в гости к раз­ным людям, всту­пать или не всту­пать с ними в обще­ние. Будучи рож­ден­ной от одно­го чело­ве­ка, она начи­на­ет жить совер­шен­но отдель­ной от него жиз­нью, не при­над­ле­жит ему и успеш­но живет с дру­ги­ми людь­ми дол­го после его смер­ти. Вот такая стран­ная исто­рия.

Прокрутить вверх