Фрагмент проекта:
Раздел ” Ответы на вопросы, на которые нет ответов”
(вопрос №1)
Что такое музыка и как она действует на нас?
“Из всех искусств любви музыка уступает
Но и любовь – мелодия…
/А. Пушкин, устами Сальери/
“Из всех искусств любви музыка уступает
Но и любовь – мелодия…
/А. Пушкин, устами Сальери/
Зюскинд – К. Райкин эпизод из “Контрабаса” :
(“чем глубже я проникаю в нее, тем меньше я в состоянии сказать о ней что-либо путное”)
Способность музыки выразить все, быстро и сразу
В том, что музыка — самое действенное и глубоко проникающее из искусств сходятся практически все, в особенности продвинутые деятели искусства и прочих областей. Это легко показать: попробуйте отключить звук в любимом фильме, в особенности в какой-то кульминационной его точке, и вы быстро поймете роль музыки в фильме или спектакле, узнаете то, о чем отлично знают и чем пользуются режиссеры, а теперь даже и менеджеры магазинов, составляющие музыкальный фон для посетителей. Когда режиссер нуждается в том, чтобы выразить нечто, что словами, понятиями, актерской игрой выразить трудно или невозможно, он привлекает на помощь музыку и, если она хороша, точна для данного эпизода, то, едва начав звучать, музыка попадает точно в цель, рассказывает нам о том, о чем словами рассказывать очень долго, да скорее всего и невозможно.
Вот два примера:
— “Изгой”, один из кульминационных моментов фильма.
[Это — фильм о непредсказуемой судьбе, роке и мужестве человека в противостоянии им. До приводимого эпизода, герой фильма (Том Хэнкс) попал в крушение самолета и, проведя на необитаемом острове 5 лет, где у него было лишь две ниточки, связывающие его с жизнью: его друг, раскрашенный мяч – “Вилсон” и мысль о любимой жене. Наконец, он решает, что лучше погибнуть в борьбе с морем за настоящую жизнь, чем продолжать животное существование на острове. ]
О чем рассказала нам эта музыкальная тема? О примирении с жизнью, как она послана нам? – может быть. О страшном страдании человека, потерявшего единственного друга? – может быть. О любви человеческой и Божеской, царящей в этом мире, несмотря на все его страдания? – может быть. О том, о чем я даже не подумал, а Вы – подумали? – наверняка. Воистину, “там где заканчиваются слова, начинает звучать музыка” (Малер).
— “Зеркало”
Финал фильма Тарковского, уводящий нас в Беспредельность. Тончайший ценитель музыки и красоты, Тарковский, знал, что только Баху ведомо это ощущение в полной мере.
Заключительный эпизод фильма “Зеркало” А. Тарковского
Немного науки: музыка как система колебаний, люди и весь мир как система колебаний. Резонанс между ними
А как происходит это чудо? В чем секрет воздействия музыки на нас? Совсем не однозначен вопрос, влияет ли она только на людей или ее влиянию подвержены и коровы (?), деревья (?), камни (??) и даже маленькие зеленые человечки, ежели таковые существуют?
Все нижеизложенное стоит рассматривать как гипотезу (ибо никто еще не объяснил, почему от сочетания неких звуков у людей начинает выделяться соленая жидкость из глаз), все же какое-то основание в нижеизложенном есть.
Очевидно, что музыка это звук, точнее система звуков, рожденная волею композитора. Звук – это физические колебания с разной частотой, амплитудой: сначала струны, акустического динамика, потом воздуха, мембраны нашего уха и всего тела. Можно утверждать, что не только звук, но и свет и прочие виды электромагнитного излучения, а также, как выясняется, и вся материя от элементарных частиц до крупнейших объектов типа галактик или их скоплений являются по сути колебательным движением.
“Все в мире – это музыка, т.е. интервалы, ритмы, тембры, мелодии… ” – сказал как будто бы Пифагор. “Красивая сказка, придуманная почитателем музыки” – скажет кто-то, и, быть может, ошибется. Судите сами. Является ли все в мире неким колебательным процессом (или рисунком)? Очевидно – да, только в разных темпах. Колеблется поверхность моря, когда мы лежим на пляже (и даже когда не лежим или лежим не мы), но вид этих колебаний удивительно напомнит нам колебание мембраны литавры, если его замедлить раз в 1000 – те же волны, та же рябь от падения метеорита-палочки, сложения, вычитания этих волн. А если иметь в виду сочетания колебаний моря, воздуха, листвы, зверей, птиц, человеков – то это уже сложнейшая симфония, и, думается, не бессмысленная, не случайная. Не забудьте, что и свет – это колебания, только в мегагерцах. Ведь и человек, как и любой материальный предмет – это лишь более или менее устойчивый (увы, все материальное смертно) набор колебаний. А следовательно – интервалов, т.е. соотношений разных по скорости колебаний. Любые два человека находятся в неком интервальном соотношении: возникает либо консонанс - созвучие, либо диссонанс - несозвучие (на самом деле человек – это сложнейший набор разных интервалов, поэтому и так многозначен поиск друга или своей половины). А также отдельный человек входит (или не входит) в резонанс с какой-то музыкой, т.е. любит или не любит ее. Но дело распространяется гораздо дальше. Ведь планеты вращаются вокруг звезды с определенным периодом – он измеряется также в герцах, только помедленнее. Следовательно — две планеты образуют во вращении некий интервал. Если это – консонанс, легко догадаться, они не возмущают друг друга, если диссонанс – дело хуже, начинаются землетрясения, катаклизмы, люди нервничают – ужас. Но ведь так же вращаются и звезды, и галактики. Вот вам и вся картина мироздания.
Слезы и “мурашки”
А теперь, может быть, главный, человеческий, секрет музыки. То, что музыка может войти в резонанс с некой мыслью, то есть вызвать, например в голове конкретный образ: лес, море, девушка с волосами цвета льна и т.д. – достаточно очевидно. То, что она легко входит в резонанс с чувством – неоспоримо, это главная способность музыки (но только подумайте здесь о том как тонко и интуитивно должен расставлять звуки композитор и потом исполнитель – одна неверная нота, взята чуть раньше или чуть позже, и резонанс пропал – ничего не происходит!). А вот почему же текут слезы, почему пробегают “мурашки”? Тут высказываем следующее предположение (в таких материях можно говорить лишь о личном понимании, а не об истине). То и другое происходит с человеком тогда, когда он сталкивается с чем-то значительно превосходящим его самого. Это может выразиться в каких-либо непреодолимых обстоятельствах (смерть, рок, опасность) – это, очевидно, несет отрицательный оттенок, но то же может произойти при встрече с чем-то невыразимо прекрасным (природа, красота, глубокое религиозное чувство). И, видимо, лучшая музыка попадает в эту категорию. То есть ее, однажды созданную конкретную музыку, произведение, приходится воспринимать как некую реально существующую сущность, силу, живущую какой-то своей жизнью. Она может приходить в гости к разным людям, вступать или не вступать с ними в общение. Будучи рожденной от одного человека, она начинает жить совершенно отдельной от него жизнью, не принадлежит ему и успешно живет с другими людьми долго после его смерти. Вот такая странная история.